Проблема стандартов архивации

Открытое заседание российской секции Общества инженеров кино и телевидения SMPTE в рамках выставки CPS-2018 «Организация долговременного хранения цифровых материалов аудиовизуальных произведений».

Выступление Дмитрия Чекалина (филиал «Научно-исследовательский кинофотоинститут» АО «ТПО „Киностудия им. М.Горького“»).

— В 2016 году Министерство культуры поручило НИКФИ заняться цифровой архивацией. Выяснилось, что практически для всех ее этапов (а это, как минимум, контроль и приемка материалов при входе в архив, их перезапись на цифровые носители, контроль в процессе хранения и возможность раскодирования в различные форматы) нет ни одного приемлемого решения. В результате мы создали пятилетнюю программу и составили план в виде таблицы, где каждая строчка — это вид работ. Эта таблица занимает восемь страниц.

Один из способов хранения, предложенный достаточно давно, — это печать цифровых записей на три цветоразделенные черно-белые кинопленки. Условия для их хранения есть, никаких дополнительных затрат не требуется. Плюс: долговременное хранение, минимум 100 лет. Минус: малейшее изменение контрастности в процессе хранения — и цветовой баланс полностью уходит. Кроме того, при сканировании пленки обратно на цифровой носитель происходит потеря качества в цвете, в разрешении, в устойчивости и контрастности.

Американская киноакадемия совместно с Библиотекой Конгресса США разрабатывает программный продукт для работы с современными цифровыми материалами. Проблема заключается в том, что в кино мы не сжимаем данные, поэтому даже 2К или 4К-фильм будет занимать до 20 Тб, а если добавить все дубли и исходный материал — еще порядка 70 Тб. Сейчас же идет разработка программного обеспечения для пакетов в 100 Тб.

Как это все работает у нас? До перестройки существовало три базовых института, которые отвечали за разработку всех технологий и регламентов. На сегодняшний день остался только Росархив, но там работают не киношники, а видеоматериал — не их основной профиль, поэтому их подходы вредят делу. Чтобы решить вопрос с хранением видео, понадобится законодательная база, потому что ГОСТы и прочие стандарты далеки от практики. Раньше все отраслевые системы были на 80% укомплектованы ГОСТами — фактически нас лишили даже того, что было.

С подачи Росархива принят закон «Об обязательном экземпляре документов», там есть несколько положений, которые до сих пор не изменены. Например, при хранении документа обязательно также иметь оригинальный носитель. Получается, что нам принесли в архив, то и должно храниться на том же самом носителе. Исходя из этого закона, в архиве должны хранить тот самый носитель и все воспроизводящее его оборудование. А часть этих материалов относится к категории вечного хранения, следовательно, встает неразрешимая проблема: во-первых, магнитный носитель вечно храниться не может, во-вторых, невозможно вечно хранить и поддерживать изначальную технологию. Наше законодательство не способствует решению данного вопроса.

Проблема практического воплощения правил архивации

— Варианты хранения, которые у нас есть, следующие:

  • Краткосрочное — промежуточные материалы, которые существуют от нескольких дней до месяца. Для них не предполагается длительного хранения, проблем нет.
  • Долгосрочное — от 1 года до нескольких десятков лет. Такие задачи можно решать разными путями, проблемы есть, но они решаемы.
  • Постоянное или бессрочное хранение. Тут спектр проблем слишком широк и обширен, и горизонта пока не видно.

Государственное хранение регламентировано законами, их нарушение жестко карается. Часть материалов — это национальное достояние, которое потерять нельзя. Обязательный экземпляр — это образец того, что тиражируется в зоне произведений, при этом носитель должен быть идентичным тем, на которых распространяется материал. Там хранятся пленки, часть которых требуется для трансляции по ТВ. Соответственно, нужны цифровые копии. Встает вопрос: как их сканировать?

Еще сложнее работать с пленкой, которая разрушена и реставрации не подлежит. Есть последний шанс прокатать ее через сканер и больше этого материала нет. Возникает масса вопросов, потому что нет четкого понимания, как ее сканировать, с каким качеством и разрешением. Например, есть оптическая фонограмма, которую можно перегнать в цифру, но нужно ли сохранять саму оптическую дорожку? Такие же вопросы возникают про перфорацию, потому что там информация и метаданные. Все эти вопросы не регламентированы, и каждый решает их самостоятельно.

Кинодокумент имеет такое же значение, как и бумажный, он должен быть подлинным. Является ли копия с кинодокумента подлинником? Это вопрос достаточно сложный с юридической точки зрения, при этом, если мы делаем копию или приносим цифровой киноматериал, что хранить?

Самое сложное — это большие фильмы, в том числе художественные. Здесь возникает проблема еще интереснее. Понятно, что такое комплект исходных материалов для пленочного фильма — это негативы, позитивы, световой паспорт, различные варианты фонограмм: сведенные, несведенные, на пленке, на магните — огромный массив данных. По поводу исходных материалов цифрового фильма не сказано ничего. Что входит в их число — непонятно. На практике киностудия снимает цифровой фильм, а для архива его перепечатывают на пленку и отправляют на хранение, при этом, помимо качества, теряются все промежуточные материалы, возможность его перемонтажа и так далее. С этим нужно что-то делать, но на данный момент нужно делать пленочную копию, потому что она дает определенные гарантии хранения. И все же имеет смысл хранить данные и в цифровом варианте.

Проблема развития технологий производства

— Мы можем рассмотреть более широкий вариант цифрового кинопроизводства — создание цифровых моделей в различных программах. В частности, мультипликация — это целиком цифровая современная среда, в которой происходит рендеринг, а основа кинопроизводства здесь — 3D-модели. То же самое со звуком. Надо ли хранить эти модели? Если надо, то что, как и зачем?

Допустим, в будущем захочется сделать ремастеринг. Или снимать продолжение фильма. Тогда все модели, которые создают декорации и персонажей, можно использовать во второй серии. Если появится голографическое ТВ, то переводить туда 2К будет странно, а из трехмерной модели можно создать голографическое качество, поэтому вопрос моделей вполне оправдан.

Понятно, что с цифрой можно прийти к концепции хранения непосредственно информации. Ясно, что носители со временем будут меняться. Мы можем предсказать ход этого процесса в течение ближайших 10 лет. Расчет развития ситуации на 50 лет вперед невозможен, поэтому имеет смысл создать автоматизированную систему архивов, к которой можно будет безболезненно подключать новые органичные системы, чтобы по мере износа старых решений информация плавно перетекала в новые. Таким образом, получится саморазвивающаяся структура, максимально адаптированная к внешним условиям.

Должна быть разработана целая серия стандартов. На сегодня выпущена первая часть семейства стандартов AXF (формат архивирования и обмена) ST 2034-1. Дальше последует вторая часть, она разрабатывается с 2015 года. По оценкам самих разработчиков, прогресс достигнут на 30%.