«События. Люди. Явления.1953 год» и стереокино

На канале в YouTube «Parfenon» вышла очередная серия исторического цикла от создателя проекта «Намедни» Леонида Парфенова «1953 с Леонидом Парфёновым».

В эпизоде, посвящённом стереокино есть ряд неточностей:

1953 год назван «первым серьезным подступом к кино с 3-D изображением». Информация сопровождается видеорядом с титрами первого отечественного стереоскопического фильма «Земля Молодости», также известного как фильм «Концерт» (режиссёр А. Андриевский, оператор Д. Суренский), работа над которым завершилась в 1940 г
Отдельно хочется обратить внимание на то, что большая часть фильма «Концерт» была не только в формате стерео, но и цветная.

Горизонтальная стереопара (Side-by-side), иллюстрирующая большинство тем эпизода, используется для индивидуального просмотра с помощью стереоскопа и никогда не демонстрируется на киноэкране и экранах телевизоров.

На тексте автора «Стереокино требует специальных очков для зрителей отдельных кинопроекторов и экранов» демонстрируется растровый экран кинотеатра «Москва» («Дом Ханжонкова»), который был установлен на Триумфальной площади (быв. площади Маяковского) в 1940 г. И фильм «Концерт» и экран использовали систему Семёна Павловича Иванова (созданную в 1935 г.) для демонстрации стереокино на большом экране без очков. Смотреть фильмы можно было без очков, благодаря использованию специального экрана высотой 5 и шириной 3,25 метра с перспективным проволочным растром. Именно на этом экране с 4 февраля 1941 г. и демонстрировался широкой публике фильм «Концерт» — коммерческий стереоскопический фильм, для просмотра которого не нужны очки.

Кинотеатр «Москва» стал первым в мире стереокинотеатром, в котором использовался безочковый метод демонстрации стереоизображения на экран, а билеты на регулярные сеансы были в свободной продаже доступны всем желающим. К лету 1941 г. фильм «Концерт» смогли посмотреть более полумиллиона зрителей.

В СССР никакого разочарования в стереокино не «наступило быстро» и «привить публике интерес к три дэ» вполне получилось — этот вид кинематографа в Советском Союзе пользовался большой популярностью. К примеру, с 1956 по 1990 год было снято 34 стереокартины. А фильм «Таинственный монах» снятый по технологии «Стерео-70» 1967 года посмотрело 37 миллионов зрителей.

Про «первую прибыльную сеть кинотеатров IMAX» хочется сказать следующее. Разработки канадских инженеров и специалистов НИКФИ (за разработку, внедрение и эксплуатацию отечественной системы «Стерео-70» НИКФИ получил премию «Оскар») связаны сильнее, чем может показаться на первый взгляд. В 1970 году в городе Осака, Япония, открылась всемирная выставка Экспо-70. Канадский изобретатель Грэм Фергюсон, увлеченный идеей объемного кинематографа, посетил советский павильон и увидел разработки советских учёных в действии. Фергюсон привез на выставку прототип собственной системы, которую он назвал IMAX. Там, на выставке, Грэм Фергюсон познакомился с учёными НИКФИ и конкретно Виктором Комаром. Виктор Григорьевич проникся к Грэму симпатией и предоставил ему экспериментальные стереоскопические камеры НИКФИ для изучения и пригласил посетить институт. Произошедшее в дальнейшем известно всем. Фергюсон стал миллиардером, а IMAX – лучшей в мире системой 3D-кинематографа.

Материалы по теме: