Кинозрелища и киноаттракционы. Пути совершенствования театрального кинозрелища

Продолжение. Начало см. Кинозрелища и киноаттракционы. Справочник.

2. Пути совершенствования театрального кинозрелища

В первой главе была представлена богатая и сложная история возникновения
и развития театрального кинозрелища. Вторая глава посвящается
наметившимся, получившим уже большее или меньшее признание
у кинематографистов и зрителей, но, по тем или иным причинам, не нашедшим широкого повсеместного применения направлениям возможного
совершенствования и обновления театрального кинозрелища. И одна из этих
причин – экономическая целесообразность: внедрение в кинозрелище
какого-либо новшества должно окупаться увеличением посещаемости
кинотеатра зрителями.

В этом отношении показательна история широкоформатной системы
кинематографа. Встреченная на первых порах с энтузиазмом всеми
кинематографистами и зрителями, внедрённая в тысячах кинотеатров всего
мира, она, однако, просуществовала три с небольшим десятка лет и по
экономическим причинам уступила своё место уже рассмотренной выше 35-мм широкоэкранной системе, которая, впрочем, в это время тоже не стояла
на месте и смогла обеспечить существенное улучшение качества изображения и звука (благодаря совершенствованию параметров киноплёнки, технологии изготовления фильмокопий, применению цифровых многоканальных фотографических фонограмм). Одновременно есть пример и обратного рода: 70-мм система АЙМЕКС, первоначально создававшаяся как аттракцион, начинает обретать черты театрального кинозрелища.

2.1. Широко- и крупноформатные системы

Одно из гениальных изобретений Т. Эдисона – создание в 1889 г. 35-мм
формата киноплёнки с двумя перфорационными дорожками, с четырьмя парами перфораций на кадр, с шагом кадра 19 мм. Этот формат стал не только основой для рождения кинематографа и завоевания им всей планеты, но и выдержал многочисленные перипетии, связанные сего коренной модернизацией – созданием звукового, цветного, широкоэкранного, многоканального стереофонического кинематографа. Даже новые панорамные, широкоформатные и крупноформатные системы кино во многом используют элементы эдисоновского формата. В профессиональном кино 35-мм формат сумел успешно противостоять многочисленным попыткам как уменьшить ширину киноплёнки (до 17,5; 16; 9,5; 8 мм), так и, напротив, увеличить её (до 50,8; 55; 60; 65; 70; 75 мм). Тем не менее в современных условиях, в ситуации возникшего всеобъемлющего натиска на кинематограф видеотехники, требующего коренного обновления театрального кинозрелища, возможности 35-мм формата киноплёнки представляются практически исчерпанными. Появились и уже десятилетия пользуются большим успехом гигантские кинозрелища, которые начинают претендовать на статус театральных, реализация которых уже была невозможна с помощью 35-мм киноплёнки, так как её кинокадр не может без повреждений пропускать большой световой поток и обеспечить кинопоказ на экранах, превышающих 160 м2. Истории создания больших и сверхбольших форматов киноплёнки и посвящён данный раздел.

1889. У.Диксон, сотрудник Эдисона, применяет перфорированную
целлулоидную плёнку шириной 2 дюйма (50,8 мм).

1894. К. Прушинский (Варшава) в «Плеографе» применяет целлулоидную плёнку с размером кадра 45х38 мм и перфорациями между кадрами.

1895. У.Латам (США) демонстрирует кинофрагменты, снятые на плёнке шириной 2 дюйма. Размер кадра – 38х19 мм.

1896. Л. Гомон и Л. Деко (Франция) по патентам Ж. Демени создают кинокамеру и кинопроектор для 60-мм киноплёнки с размером кадра 45х35 мм (по площади это в четыре раза больше кадра на 35-мм плёнке). Преимуществом новых размеров считалось лучшее качество изображения и облегчение возможности его ручной окраски.

1897. Новую попытку применения двухдюймовой киноплёнки предпринимает
сотрудник Латама Е. Ректор (США), демонстрируя кинофильмы в театре Нью-Йорка.

1899. Американская компания «Мутоскоп и Байограф» впервые применяет
для киносъёмки 70-мм плёнку с шагом (высотой) кадра 57 мм. Перфорирование плёнки осуществляется в самой съёмочной камере непосредственно вовремя съёмки. Скорость съёмки составляет 19 кадр / с (1,08 м / с).

1900. Л. Люмьер для кинопоказа на гигантском для того времени экране шириной 30 м (на Парижской международной выставке) делает попытку использовать 75-мм киноплёнку с размером кадра 50х62 мм. Хотя съёмка и печать фильмокопий этого формата были выполнены, соответствующие кинопроекторы изготовить не удалось. Кинопоказ пришлось провести с помощью 35-мм фильмокопии при уменьшенной до 24 м ширине экрана.

1911. Филотео Альберини – основатель итальянской киностудии «Чинес» –
предложил и использовал 70-мм киноплёнку с перфорациями, аналогичными
применённым на 35-мм киноплёнке, с шагом кадра 23,75 мм (пять перфораций) и размером кадра 58х23 мм (рис. 2.1). Практически этот формат киноплёнки лёг в основу появившегося через полвека широкоформатного, а через 60 лет – и крупноформатного кинематографа, существующих и в настоящее время.

Рис. 2.1. 70-мм киноплёнка с кадрами,
снятыми Ф. Альберини

1928. В начинающуюся эпоху звукового кино у кинотехников появляются
сомнения относительно перспективности 35-мм формата киноленты,
в частности из-за уменьшения ширины киноизображения, вызванного
необходимостью размещения на плёнке фонограммы. Многие американские
кинокомпании начинают поиск новых форматов киноплёнки, позволяющих
одновременно и разместить фонограмму, и получить широкоэкранное
изображение. Фирма «Фокс» вводит (под названием Грандерфильм) 70-мм
формат киноплёнки с фотографической фонограммой шириной 6,1 мм. Размер и шаг перфораций, шаг кадра, однако, изменены в сравнении с 70-мм форматом, предложенным Альберини. Шаг кадра составляет четыре перфорации, а его размер – 46,8х23,2 мм (соотношение сторон 2:1).

1929. Кинокомпания «Парамаунт» (США) применяет 56-мм киноплёнку
с размером кадра 41,0х18,7, фотографической фонограммой шириной 3,2 мм
и перфорациями, аналогичными 35-мм киноплёнке. Две другие американские
фирмы – «Радио Корпорейшн» и«Уорнер Бразерс» – предлагают киноплёнки
шириной 63,5 и 65 мм соответственно с соотношением сторон изображения 1,85:1.

1930. Французская фирма «Андре Дебри» – производитель киноаппаратуры –
разработала для американской кинокомпании «Парамаунт» съёмочную
и копировальную аппаратуру, рассчитанную на 65-мм киноплёнку (названную
Магнафильм) с размером кадра 46х23 мм и шагом кадра 23,75 мм (пять
перфораций (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Кадры на 65-мм киноплёнке «Дебри-Парамаунт»; слева от кадров
предусмотрено место для фонограммы

•Немецкая оптическая фирма «Цейсс-Икон» выпустила кинопроекторы,
предназначенные для 65-мм фильмокопий Магнафильм.

•Американская кинотехническая фирма «Белл-Хауэлл» сформулировала
требования к новому формату киноплёнки, который может заменить 35-мм
формат: 1) соотношение сторон изображения должно быть не менее 5:3 вместо прежнего 4:3; 2) фонограмма должна располагаться вне перфораций, а не между ними, чтобы уменьшить ширину негативной киноплёнки, не имеющей фонограммы; 3) размеры перфораций у нового формата должны сохраняться так ими же, как у 35-мм формата, чтобы использовать парк уже имеющихся инструментов и технологию их изготовления; 4) ширина фотографической фонограммы должна быть больше, чем у 35-мм формата, для повышения качества звуковоспроизведения. Указанные требования легли в основу предложенных фирмой «Белл-Хауэлл» трёх форматов киноплёнки – Экстрем, Спектракюляр, Экономик (рис. 2.3). Несмотря на обилие предложений по изменению формата киноплёнки, они не могли быть реализованы в то время: в США разразился экономический кризис, а замена парка киноаппаратуры требовала огромных капиталовложений (десятки миллиардов долларов); грандиозный успех у зрителей народившегося звукового кино сделал предпочтительнее более скромные вложения в его освоение.

Рис. 2.3. Форматы киноплёнок, предложенные фирмой «Белл-Хауэлл»:
а – Экстрем, б – Спектракюляр, в – Экономик

1953. Американский кинопродюсер Майкл Тодд совместно с«Американской
оптической компанией» создали 70-мм широкоформатную систему Тодд-АО.В этой системе для киносъёмки используется 65-мм киноплёнка, аналогичная Магнафильму, съёмочная камера специально изготавливалась фирмой «Митчел». Размер кадра (экспозиционного окна) при съёмке –
52,6х23 мм, размер кадрового окна при кинопроекции – 48,59х22 м, шаг
кадра равен 23,75 мм (пять перфораций). Площадь кадра больше площади
обычного кадра 35-мм плёнки примерно в 3,5 раза. Для проекции вместо 65-мм киноплёнки применяется более широкая 70-мм, позволяющая разместить
дополнительные магнитные звуковые дорожки. Два звуковых канала
записывались на двух узких внутренних (относительно перфорации) магнитных дорожках, а ещё четыре – на двух широких внешних магнитных дорожках. Система Тодд-АО предусматривает шестиканальное звуковоспроизведение (пять заэкранных каналов и один для создания звуковых эффектов в зрительном зале) и соотношение сторон изображения при проекции 2,2:1. Первоначально использовалась повышенная (до 30 кадр / с) частота смены кадров, что позволяло снизить заметность мельканий, обусловленных большей чувствительностью к мельканиям периферического зрения, участвующего в восприятии широкоформатного киноизображения. Фильмы «Оклахома» и«Вокруг света за восемьдесят дней» снимались в двух вариантах – со скоростью 24 кадр / с и 30 кадр / с. Однако в дальнейшем, благодаря улучшению конструкции обтюратора, снизившего влияние эффекта мельканий, а также с целью возможности печати фильмов на 35-мм форматах применялась только скорость 24 кадр / с. Для демонстрирования широкоформатных фильмов в сети 35-мм широкоэкранных кинотеатров в системе Тодд-АО, кроме 70-мм позитива, была предусмотрена оптическая печать 35-мм фильмокопий с анаморфированным вертикальным кадром (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Негатив и фильмокопии, на которые рассчитана система Тодд-АО

1955. Премьера в Нью-Йорке снятого кинокомпанией «Метро-Голдвин-Майер» по системе Тодд-АО кинофильма «Оклахома». Так как 70-мм кинофильмы не могли целиком заполнить репертуар кинотеатров, то для показа этого и последующих фильмов пришлось разработать принципиально новые двухформатные 70/35-мм кинопроекторы, т. е. имеющие лентопротяжный тракт, пригодный для транспортирования как 70-мм фильмокопий (с шестиканальной магнитной фонограммой) со скоростью 30 кадр / с, так и 35-мм фильмокопий двух типов (с четырёхканальной магнитной или одноканальной фотографической фонограммой) со скоростью 24 кадр / с. Несмотря на сложность задачи, её удаётся решить благодаря применению двухформатных 70 / 35-мм зубчатых барабанов и направляющих роликов, а также разделению блоков звуковоспроизведения: в верхней части лентопротяжного тракта кинопроектора разместили шести- и четырёхканальный магнитные звукоблоки, а в нижней части – оптический звукоблок для фотофонограммы. За всю историю кинопроектора это был период наиболее сложной его конструкции. Впрочем, частоту кадросмен 30 кадр/с Тодду пришлось заменить на 24 кадр / с уже после съёмок двух первых 70-мм фильмов, чтобы облегчить возможность тиражирования на 35-мм киноплёнку.

1956–1957. Не очень удачные попытки создания американскими
кинокомпаниями, конкурирующими с Тодд-АО, широкоформатных систем
кинематографа, использующих анаморфирование кадра для ещё большего
расширения киноизображения: Синемаскоп-55 (ширина киноплёнки – 55,62 мм, соотношение сторон изображения – 2,55:1) и МГМ-Камера-65 (ширина
киноплёнки – 65 и 70 мм, соотношение сторон – 2,93:1). По этим системам
было снято лишь несколько кинофильмов, и развития они не получили.

1957. В процесс разработки широкоформатной системы кинематографа
включается СССР. Под руководством Е. Голдовского выбрана отличная
от системы Тодд-АО, но совместимая с ним система с единым сквозным 70-мм форматом киноплёнки для съёмки, печати фильмокопий и их проекции. Размеры 70-мм плёнки, перфорации и кадра идентичны системе Тодд-АО, но в советской широкоформатной системе с одной стороны плёнки через каждые пять кадров в середине меж перфорационной перемычки располагаются отверстия диаметром 1,25 мм, которые обозначают базовый край плёнки, отделяют один кадр от другого и обеспечивают правильное размещение кадров при склейке (рис. 2.5). «Мосфильм» начинает снимать экспериментальный ролик.

Рис. 2.5. Негатив, снятый по советской системе широкоформатного кино с
размером кадра (экспозиционного окна) 52,5х23 мм, и размеры
проецируемого изображения (кадрового окна кинопроектора) на 70-мм
фильмокопии с магнитными звуковыми дорожками

1960. Киностудия «Мосфильм» заканчивает съёмку первого отечественного
70-мм фильма «Повесть пламенных лет». Одесский завод «Кинап» выпускает
первые в СССР 70 / 35-мм кинопроекторы КП-15А с дуговой лампой на 150 А,
обеспечивающей световой поток при 70-мм кинопоказе до 20 000 лм. В ноябре новый фильм демонстрируется в московском панорамном кинотеатре «Мир».

1961. Одесский «Кинап» выпускает один из самых мощных в мире для того
времени 70/35-мм кинопроектор КП-30А с высокоинтенсивной дуговой лампой на 200 А и световым потоком до 40 000 лм (рис. 2.6). Кинопроекторы
установлены в первом построенном в Москве широкоформатном кинотеатре
«Россия» (теперь «Пушкинский») и послужили основой для создания в стране
киносети из сотен широкоформатных кинотеатров.

Рис. 2.6. Отечественный мощный двухформатный 70/35-мм кинопроектор
КП-30А (световой
поток при 70-мм кинопроекции
до 40 000 лм). Выпуск 1961 г.

1962. Новая попытка применения анаморфирования широкоформатного кадра предпринята американской фирмой «Панавижн». При сохранении основных параметров системы Тодд-АО фирма создает систему Ультра-Панавижн, в которой благодаря собственной оптике (с коэффициентом анаморфирования 1,25) обеспечивается соотношение сторон изображения 2,75:1 и введение в него предварительных искажений для проекции на криволинейный экран. Это, в частности, позволило перепечатывать и демонстрировать трёхплёночные фильмы для Синерамы с помощью одной 70-мм фильмокопии, а также выпустить несколько собственных художественных фильмов, обеспечивших почти аналогичный зрелищный эффект. Последний фильм по системе Ультра-Панавижн был снят в 1966 г., после чего кривизна экранов была уменьшена до величины, применяемой в системеТодд-АО.

1964. В США разработана 70-мм система кинематографа Дименшн-150, в которой предусматривается проекция 70-мм фильмокопии с помощью специального объектива (рис. 2.7), вносящего в краевые участки изображения такие искажения, которые позволяют проецировать его на большие и сильно
искривлённые экраны, обеспечивая для зрителей угол поля изображения до 150° (напомним, что в трёхплёночных Синераме и Кинопанораме этот угол
равен 146°). Однако при показе 70-мм фильмов, не рассчитанных на систему
Дименшн-150 (имеющих прямоугольный кадр), в центре экрана проецируемое изображение имеет большее увеличение, чем на его краях, и оказывается крупнее высоты экрана. Это приводит к частичному срезанию изображения головы актёров в центре экрана и в конечном итоге к отказу от применения данной системы.

Рис. 2.7. Проекционный объектив для 70-мм системы кинематографа Дименшн-150

•К концу года количество широкоформатных кинотеатров в мире достигает
1100. Из крупных столичных городов подобные кинотеатры начинают проникать и в провинцию.

1967. Австралиец Рон Джонс создает механизм прерывистого движения
киноплёнки «бегущая петля», практически не имеющий прерывисто движущихся механических элементов (рис. 2.8). Непрерывно вращающийся относительно статора ротор имеет четыре выемки 1–4. Входной зубчатый барабан непрерывно подаёт фильмокопию в зазор между статором и ротором, но в следствие того, что неподвижный зуб контргрейфера находится
в зацеплении с перфорацией фильмокопии, последняя накапливается в форме увеличивающейся петли, движущейся вместе с выемкой 2 ротора. Когда выемка 2 подходит к зубу контргрейфера, петля выводит прежнюю перфорацию из зацепления с зубом и вводит его в зацепление с новой перфорацией фильмокопии, которая, таким образом, оказывается перемещённой на один кадр. Непрерывно вращающийся выходной зубчатый барабан постепенно выбирает петлю из продолжающей движение выемки 2, а входной зубчатый барабан начинает образовывать новую петлю уже в выемке 3. Очевидно, проекция фильмокопии возможна всё время, пока зуб контргрейфера находится в зацеплении с перфорацией. На основе этого скачкового механизма вскоре были созданы грандиозные кинозрелища АЙМЕКС (IMAX) и ОМНИМАКС (OMNIMAX).

Рис. 2.8. Фазы работы скачкового механизма «бегущая петля»

1970. Канадская фирма «Мультискрин» разрабатывает крупноформатную 70-мм систему кинематографа АЙМЕКС с горизонтальным движением киноплёнки и самым большим в истории кинематографа размером кадра (при съёмке) 70,4х52,6 = 3703 мм2. Шаг кадра – 15 перфораций – втрое превышает шаг и размеры кадра в системе Тодд-АО, в десять раз – размеры 35-мм кадра (рис. 2.9). Для прерывистого транспортирования киноплёнки на такой шаг традиционные грейферный и мальтийский механизмы, породившие сам кинематограф, оказались непригодными из-за возникающих в их механических элементах огромных инерционных нагрузок, приводящих к повышенному шуму и быстрому износу. И в системе АЙМЕКС впервые применяется принципиально новый вид механизма прерывистого движения киноплёнки «бегущая петля», имеющий только непрерывно вращающиеся элементы. Большая площадь кадра в сочетании с прерывистым движением киноплёнки даже в моменты её остановки могут вызвать колебания кадра, ухудшающие резкость изображения. Во избежание этого было применено устройство вакуумного присоса, равномерно прижимающего кадр в момент проекции к стеклянной (сапфировой) пластине. Срок службы 70-мм фильмокопии АЙМЕКС на полиэфирной основе – до 2 тысяч и более сеансов. Мощность ксенонового осветителя кинопроектора – до 15 кВт.

Рис. 2.9. Сравнение относительных размеров кадров (размеры проецируемой
на экран части):
16-мм – 1 перфорация, кадр – 9,65×7,21 мм, площадь кадра – 69,5 мм2;
35-мм – 4 перфорации,
кадр – 21,0×15,2 мм, площадь кадра – 319 мм2; 70-мм широкоформатный – 5
перфораций,
кадр – 48,5×22,1 мм, площадь кадра – 1072 мм2; АЙМЕКС 70 мм – 15
перфораций,
кадр – 69,6×48,5 мм, площадь кадра – 3376 мм2;ОМНИМАКС 70 мм – 15
перфораций,
кадр – 69,6×50,29 мм, овоид, площадь кадра – 2665 мм 2

Премьера системы АЙМЕКС состоялась на Всемирной выставке
ЭКСПО-70 в Осаке (Япония). Вскоре применение мощного кинопроектора
системы АЙМЕКС было распространено также и для проекции на куполообразный (полусферический) экран. Новая система была названа ОМНИМАКС (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Относительные размеры экрана и зрительного зала для системы
ОМНИМАКС

Расчётная вместимость кинозалов для системы АЙМЕКС – от 120 до 1000 мест, для ОМНИМАКС – от 100 до 500 мест. Основное отличие экрана системы АЙМЕКС от широкоформатного экрана системы Тодд-АО – большая высота. Экран начинается под ногами у зрителей, а чтобы увидеть его верхний край, зрителям нужно запрокидывать голову. Соотношение сторон изображения всего лишь 1,34:1. Но зрители находятся так близко к экрану, что практически не воспринимают ни горизонтальных, ни вертикальных его границ (рис.2.11). Это создаёт ощущение объёмности изображения и необыкновенный «эффект участия» в кинопредставлении, заставляющий даже привязывать зрителей ремнями к креслам при показе многочисленных кадров, снятых сдвижения.

Рис. 2.11. Относительные размеры экрана и зрительного зала для системы
АЙМЕКС

Звуковая система АЙМЕКС имеет шесть независимых цифровых каналов. Общая мощность громкоговорителей достигает 18 000 Ватт. Кластеры
громкоговорителей находятся в передней и задней частях кинозала,
громкоговорители канала сверхнизких частот расположены отдельно. Фирма
«СОНИК» («SONIC») специально для геометрии залов IMAX DOME разработала акустическую систему, состоящую более чем из 40 сбалансированных точечных громкоговорителей (Proportional Pint Source), позволяющую добиться выравнивания амплитудно-частотной характеристики и увеличения динамического диапазона по всему пространству зрительного зала. Цифровая фонограмма записана на жестких дисках, DAT-кассете илиCD-дисках, а так как на каждом из них можно записать только по два звуковых канала, то для воспроизведения шестиканальной фонограммы одновременно используется по три таких устройства. В качестве дублирующей системы применяется 6-канальная магнитная лента, движение которой синхронизировано с изображением по тайм-коду. В последних технологических системах АЙМЕКС применяется цифровой дисковый плеер «Соник», способный воспроизводить до 16 каналов звука. Патентованная технология Sample Lock поддерживает синхронизацию между всеми каналами с допуском 44 миллисекунды.

•В советском павильоне на всемирной выставке ЭКСПО-70 (г. Осака, Япония)
демонстрируется 70-мм кинофильм «Земля и небо» с 10-перфорационным шагом кадра. Для этого НИКФИ (Москва) и ОКБК (Одесса) разработали специальный 70-мм кинопроектор 70КС-2, имеющий осветитель с автоматической дуговой лампой на 250 А и световым потоком более 60 000 лм.

•В США при производстве 70-мм кинофильмов в целях экономии с этого года
практически отказались от применения при киносъёмке 65-мм киноплёнки,
заменив её высококачественной 35-мм с последующим увеличением изображения при печати 70-мм фильмокопий. В СССР для той же экономии ещё в 1967 г. был предложен так называемый Универсальный формат кадра на 35-мм негативе (см. главу 1). К сожалению, это оказалось первым шагом в последующем (уже в 1980—1990-е гг.) полном изгнании 70-мм формата из кинотеатров, в результате чего этот формат фактически перекочевал в архивное хранение. Среди главных причин этого – недостаточное использование возможностей 70-мм формата (площадь его кадра втрое превосходит площадь 35-мм кадра, а размеры экрана оставались либо теми же, либо лишь немного увеличивались); значительное уменьшение размеров экранов кинотеатров в связи с появлением моды на их переоборудование в автоматизированные многозальные кинокомплексы (мультиплексы).

1982.Первые удачные результаты распространения формата АЙМЕКС
для стереокино (см. раздел по стереокино).

1985. На международной выставке ЭКСПО-85 в Цукубе (Япония) наряду
с системой АЙМЕКС (сокращённое обозначение 70 / 15: первое число – ширина киноплёнки, второе – число перфораций) в четырёх павильонах применена 70-мм система кинопоказа Джапакс с шагом кадра 8 перфораций (70 / 8) и размером кадра 52х37 мм. Проекция ведётся на цилиндрический,
полусферический и плоский экраны.

1986. В США создана фирма «Айверкс Энтертейнмент», планирующая на основе системы 70/8 создать конкурирующую с АЙМЕКСом, но значительно более экономичную крупноформатную систему. В 70-мм системе Айверкс сохраняются вертикальное движение киноплёнки и традиционные для съёмки и проекции скачковые механизмы. Соотношение сторон изображения 1,34:1 аналогично системе АЙМЕКС и предусматривает возможность взаимного перекопирования кинофильмов АЙМЕКС и Айверкс.

1989. По статистике, в США на 22 тысячи киноэкранов, рассчитанных на 35-мм кинопоказ, приходится 1000 киноэкранов, пригодных также и для широкоформатных (70/5) фильмокопий. Кроме того, 17 киноустановок
предназначены для системы АЙМЕКС, 14 – для системы ОМНИМАКС.

•В СССР на 152 тысячи 35-мм киноустановок (28 тысяч в городе и 124 тысячи
в сельской местности) приходится 860 широкоформатных (70/5) кинотеатров. Вследствие улучшения качества изображения и звука у 35-мм
фильмокопий и ввиду чрезмерно высокой стоимости 70-мм фильмокопий с этого времени количество широкоформатных (70 / 5) кинотеатров в мире начинает резко уменьшаться. Повсеместно делаются попытки (не всегда удачные) заполнить широкоформатный экран изображением с 35-мм фильмокопий. Одновременно начинает падать и посещаемость кинотеатров, достигшая в СССР максимума вначале 1980-х гг. (25 посещений в год на одного жителя).

1990. Несмотря на чрезвычайно высокую стоимость систем АЙМЕКС и ОМНИМАКС, они получают распространение в мире. Согласно данным проспекта фирмы «Аймекс Системз Корпорейшн», к1990 г. насчитывается по 33 стационарные киноустановки АЙМЕКС и ОМНИМАКС, расположенные в крупных городах 15 стран мира и имеющие экраны шириной (для системы АЙМЕКС) максимально до 30 м и диаметром (для системы ОМНИМАКС) максимально до 27 м. В канадском Музее цивилизации (г. Оттава) применена система СИНЕПЛЮС, обеспечивающая возможность кинопоказа по обеим системам. Размеры киноизображения: 28х19 м (АЙМЕКС) или диаметр 23 м (ОМНИМАКС). При этом полусферический экран системы ОМНИМАКС массой 8600 кг сделан подвижным и подобно глазному веку может открывать экран для системы АЙМЕКС, перемещаясь над головами зрителей c потолка вниз со скоростью 5 м /мин. Более 30 временных киноустановок АЙМЕКС и ОМНИМАКС работали на крупных международных выставках и ярмарках.

1996. Американская фирма «МЕГАСИСТЕМ» подключается к разработке
и использованию формата 70/8, более экономичного, чем формат АЙМЕКС. Формат МЕГАСИСТЕМ имеет размеры кадра 48,0×36,6 = 1775 мм 2, т. е.
по площади примерно вдвое меньше кадра АЙМЕКС. Уменьшение размера кадра позволило сохранить в кинопроекторе традиционные мальтийский механизм и вертикальное движение фильмокопии. Обеспечена возможность кинопроекции на экраны шириной до 27 м (при мощности ксенонового осветителя 10 кВт).

1997. В мире уже 170 кинотеатров для систем АЙМЕКС и ОМНИМАКС. Появились кинотеатры для обеих систем кинопоказа, включая и возможность
стереопоказа. Разработке присуждена премия «Оскар» Американской академии киноискусств и наук.

1999. В Лондоне открывается новый современный кинотеатр АЙМЕКС на 480 мест с самым большим в Великобритании экраном размером 26х20 м. Кинотеатр выполнен в форме большого стеклянного самосветящегося цилиндра, периодически изменяющего ночью цвет свечения. Предусмотрены восемь мест для инвалидных колясок, звуковое описание сюжета фильма для слепых посетителей, индивидуальное звукоусиление для тугоухих, печатное описание сюжета фильма для глухих зрителей. Цифровая система звукоусиления имеет мощность 11 600 Вт и вместе с огромным экраном полностью погружает зрителей в происходящие в нём события. Возможен эффектный показ стереофильмов, осуществляемый при одновременной работе двух кинопроекторов. Стоимость билета для взрослых – 6,5 фунтов стерлингов, но проводятся и бесплатные учебные кинопоказы для школьников и студентов.

•К этому году в мире построено 195 стационарных кинотеатров АЙМЕКС,
расположенных в 25 странах. В стадии строительства находятся 80
кинотеатров ещё в 15 странах. Выпущено 130 кинофильмов, в том числе и со
стереоизображением. Со времени премьеры системы АЙМЕКС (1970 г.) её
фильмы увидели более 500 миллионов зрителей.

2000. На международной выставке «Синема 2000»в Амстердаме
(Нидерланды)предложена новая 70-мм система кинематографа Вистаморф,
обеспечивающая при стандартном шаге кадра 5 перфораций увеличенное
соотношение сторон изображения с 2,2:1 до 3:1 благодаря использованию
анаморфотной насадки. Съёмка фильмов осуществляется 35-мм кинокамерой Виставижн (с горизонтальным движением киноплёнки и шагом кадра 8 перфораций) также с анаморфотной насадкой.

•Фирма «DTS» (США) разрабатывает цифровую звуковую головку для 70-мм
формата фильмокопий, существенно упрощающую и удешевляющую процессы их изготовления. Благодаря синхронному многоканальному
звуковоспроизведению с отдельного компакт-диска устраняются процессы,
связанные с необходимостью нанесения на 70-мм киноплёнку шести магнитных дорожек и перезаписи на них фонограммы фильма. Наряду с уменьшением стоимости 70-мм фильмокопий это позволяет дополнительно увеличить ширину кадра за счёт участков киноплёнки, на которых располагались магнитные дорожки.

•Фирма «Айверкс Энтертейнмент», лидируя в освоении крупноформатной
системы 70 / 8, создаёт на её основе более 250 киноустановок в демонстрационных, научных, торговых центрах, парках для развлечений,
кинотеатрах, музеях, курортах, ночных клубах, казино, ресторанах,
расположенных в 38 странах мира.

2003. В мире насчитывается уже 220 кинотеатров для систем АЙМЕКС
и ОМНИМАКС, расположенные в 26 странах.

•Впервые система АЙМЕКС появляется и в России – кинотеатр «Нескафе-АЙМЕКС» на 389 зрителей в Москве с размером экрана 22х16 м и оборудованием для показа стереоскопических фильмов.

2.2. Панорамные системы

Желание увеличить размер экрана и расширить изображение и угол поля зрения и приблизить киноизображение к реальности нашло своё отражение в создании панорамных систем кинематографа. В системе обычного 35-мм кинематографа нормальным при киносъёмке считается объектив с горизонтальным углом поля изображения 25°, в то время как угол поля зрения человека составляет более 190°. В панорамном кинематографе горизонтальный угол поля изображения увеличен до 140°—150° за счёт использования принципа многообъективной съёмки и проекции с соответствующим числом киноплёнок, что позволяет избежать сильных геометрических искажений, которые возникают в случае применения одного сверхширокоугольного объектива. Кроме того, за счёт применения нескольких киноплёнок можно увеличить световой поток и улучшить качество (разрешающую способность) изображения. Проекция осуществляется на вогнутый цилиндрический экран с нескольких кинопроекторов, изображения от которых стыкуются друг с другом с небольшим нахлёстом, образуя единое изображение.

Одновременно с достоинствами панорамные системы имеют и недостатки,
связанные с одновременным синхронным проецированием трёх (а с учётом
отдельной многоканальной фонограммы даже четырёх) киноплёнок –
неизбежные стыки в экранном киноизображении, чрезвычайную громоздкость
и высокую стоимость съёмочной и проекционной аппаратуры, что и воспрепятствовало широкому распространению этого вида кинозрелища.

1921. Г. Бингам предлагает идею кинозрелища на двух соседних плоских
экранах в системе Видескоп для двух 35-мм киноплёнок.

1927. Абель Ганс (Франция) впервые осуществляет панорамную съёмку
и проекцию и выпускает трёхплёночный фильм «Наполеон» для утроенного
по ширине экрана. Трёхплёночная 35-мм кинокамера разработана Андре Дебри. Снято до 500 тысяч метров 35-мм плёнки. Премьерный показ на трёх плоских граничащих друг с другом экранах состоялся в Париже с помощью трёх синхронизированных кинопроекторов. Длина фильма составила 5500 м
на каждый экран. Для показа в обычных кинотеатрах на одном экране фильм
перемонтирован в многосерийный – четыре серии по 3000 м. В США с 1929 г.
фильм прокатывается длиной всего 2400 м. В1934 г. А. Ганс озвучивает
фильм. Впоследствии в 1955 и 1971 гг. фильм подвергается перемонтажу
и новым выпускам.

1937. На Международной выставке в Париже демонстрируется звуковой
широкоэкранный фильм с двух 35-мм киноплёнок. Проекция осуществляется
двумя синхронизированными кинопроекторами. Проецируемые ими изображения состыкованы на экране шириной 60 м. Фонограмма воспроизводится с отдельной плёнки.

1952. На основе идеи «тройного экрана» Абеля Ганса американцы Ф. Уоллер
и Л. Томас (США) разрабатывают эффектную систему панорамного
кинематографа, названную Синерама, сыгравшую огромную роль в последующем развитии кинотехники. В системе используются встроенные
синхронизированные 35-мм кинокамеры, оптические оси которых расположены под углом 48° друг к другу, обеспечивая общий горизонтальный угол поля съёмки 146°. Шаг кадра на 35-мм киноплёнке был увеличен с четырёх до шести перфораций, что обеспечило вертикальный угол поля съёмки 55°. Размер кадра на 35-мм плёнке – 28,35х25,32 мм, размер кадрового окна кинопроектора – 27,64х25,02 мм, а суммарный размер проецируемого изображения (с учётом 2,2 мм уходящих на нахлёст при стыковке изображений из трёх кадров), таким образом, составил 72,86х27,64 мм, при геометрическом соотношении сторон экрана 2,6:1. Чтобы предотвратить свойственную периферическому зрению повышенную чувствительность к мельканиям частота кинопроекции увеличена до 26 кадр/с.

Для многоканального звуковоспроизведения применяется отдельная 35-мм
перфорированная ферромагнитная плёнка сплошного полива с семью
самостоятельными дорожками-фонограммами. Пять дорожек предназначаются для работы пяти групп заэкранных двухполосных громкоговорителей, шестая и седьмая дорожки «звуковых эффектов» обслуживают громкоговорители на стенах зрительного зала.

Премьерный показ под названием «Это Синерама!» состоит из набора
короткометражных видовых фильмов и проходит в Нью-Йорке на Бродвее
в специально оборудованном кинотеатре, имеющем перфорированный и сильно изогнутый экран, состоящий из трёх частей: гладкой центральной и двух боковых, составленных подобно жалюзи из пластмассовых полос-лент
(шириной 20 мм), развёрнутых плоскостью в сторону соответствующего
кинопроектора. Такая конструкция экрана позволяет избежать явления
самозасветки центральной части киноизображения от его краевых частей.
Показ фильма ведётся тремя синхронизированными кинопроекторами,
расположенными в отдельных киноаппаратных (рис. 2.12). Кинопроекторы
имеют устройства, снижающие примерно вдвое яркость на участках нахлеста
двух соседних изображений, чтобы выравнять её с яркостью остального
изображения и сделать стык менее заметным.

Рис. 2.12. Схемы съёмки и проекции фильма по системе Синерама: 1, 2 –
громкоговорители экрана и зала, 3 и 3А – аппаратные контроля звука и
изображения, 4 – кинопроекторы, 5 и 5А – кинокамеры,
6 – микрофоны, 7 – аппарат записи звука

В течение последующих 10 лет в мире построено до 50 кинотеатров для показа Синерамы. В 1959 г. студией «Метро-Голдвин-Майер»(США) выпущен первый после «Наполеона»трёхплёночный художественный фильм «Как победил Запад».

1957. Разработана отечественная система панорамного кинематографа
для проекции изображения с трёх плёнок на один панорамный экран –
Кинопанорама, и в феврале был продемонстрирован первый экспериментальный панорамный кинофильм (режиссёр К. Домбровский). Через год в феврале 1958 г. в Москве в специально построенном кинотеатре «Мир» состоялась премьера первого отечественного панорамного видового фильма «Широка страна моя…» (режиссёр Р. Кармен). Система Кинопанорама похожа на американскую Синераму и совместима с ней, однако при этом имеет ряд отличий и преимуществ. При общей совместимости обеих систем отличиями Кинопанорамы от Синерамы были: частота кинопроекции 25 кадр / с (вместо 26); возможность применения нескольких съемочных объективов с фокусными расстояниями от 27 до 100 мм (вместо одного типа объектива сФ = 27 мм в Синераме); использование девятиканального звуковоспроизведения (вместо семиканального); применение экрана с большим (в 1,4 раза) радиусом, что позволяет уменьшить самозасветку экрана и делать его гладким без боковых полос. Наличие сменной съёмочной оптики позволило для Кинопанорамы снимать и художественные фильмы. В 1961 г. в СССР на Таллинской киностудии впервые в мире был снят и демонстрировался художественный игровой панорамный фильм
«Опасные повороты». В СССР построено несколько панорамных кинотеатров,
оборудование Кинопанорамы было установлено в парижском кинотеатре
«Сплендид» система с успехом демонстрировалась на международных выставках.

1958. В США разработана система Синемиракл, в общем повторяющая Синераму и отличающаяся от неё несколько изменённой съёмочной схемой, уменьшенной заметностью стыков изображений на экране и менее вогнутым (с большим радиусом) экраном, что, как и в Кинопанораме, позволило делать экран гладким, без боковых полос. По этой системе был снят единственный фильм «Парусник», распространения эта система не получила.

1963. Предложена система Супер-Синерама(США), в которой для съёмки
и проекции использовались три широкоформатные плёнки, однако с 1965 г.
фирма «Синерама корпорейшн»перешла к показу панорамных фильмов
по одноплёночному способу с одной 70-мм киноплёнки.

2.3. Варио- и поликадровое кино

В живописи существует большое количество форматов картин – от длинных
горизонтальных панорам до вертикальных портретов людей в полный рост.
Выбор Т. Эдисоном для киноизображения постоянного соотношения сторон
4:3­ = 1,33:1 был в достаточной мере случайным, хотя до сих пор остается
одним из основных в кинематографе и нашёл дополнительное веское
подтверждение в формате телевизионного экрана. Впрочем, анализ
соотношений сторон живописных картин, например, Дрезденской галереи
или петербургского «Эрмитажа»показывает, что в среднем их значения близки
к соотношению 4:3. Существует точка зрения о преимуществах так называемого золотого сечения (1,62:1) как для горизонтального, так и для вертикального форматов. Киноизображение, в отличие от живописных картин, предусматривает большее или меньшее движение изображаемых персонажей, которое чаще всего совершается по горизонтали, и очевидно поэтому при выборе формата кадра предпочтение должно отдаваться горизонтальному формату и несколько большему, чем у золотого сечения, соотношению сторон. Это, вероятно, объясняет наибольшую распространённость в современном кинематографе широкоэкранных фильмов с кашетированием кадра, обеспечивающим соотношение
сторон изображения от 1,66:1 до 1,85:1.

Вместе стем использование в кинофильме одного-единственного формата
для разных по характеру изображений, по мнению ряда деятелей кино,
ограничивает, сужает художественные возможности киноискусства, в отличие,
например, от живописи или фотографии. Так, С. Эйзенштейн считал, что малая высота экрана лишает кинематограф 50 % композиционных возможностей, и предлагал придать экрану форму «динамического квадрата», изменяющего походу фильма соотношение сторон, в частности от 2:1 до 1:2.

У живописи и фотографии существует ещё одно преимущество, которого долгое время было лишено киноизображение – возможность одновременного сочетания нескольких картин или фотокарточек, объединённых (в форме диптиха, триптиха и т. п.) общей темой, но раскрывающих её с разных ракурсов или точек зрения. Сочетание нескольких иногда малоинтересных изображений, плакатов, фотографий может создать новый и неожиданный композиционный эффект. Вместо принятого в традиционном кино последовательного, поочерёдного показа тех или иных кадров возможность одновременного, параллельного их показа нередко позволяет сконцентрировать, сжать время и усилить благодаря этому воздействие фильма на зрителей. Подобный поликадровый кинопоказ нередко применяется в музеях и на выставках. Успех таких кинозрелищ не мог не вызвать желания обеспечить возможность его применения и в кинотеатрах, в частности в сочетании с вариокинопоказом. В данном разделе рассматриваются пути создания как раздельного, так и совместного варио- и поликадрового кинозрелища. Дальнейшее развитие идея поликадрового показа (демонстрация осуществляется с одной киноплёнки на один экран) получила в полиэкранных зрелищах, где показ одновременно осуществляется на несколько различных отдельных экранов с нескольких источников изображения, при этом все изображения объединены определённой авторской концепцией, хотя могут быть и не связаны между собой сюжетно. Такие зрелища нашли широкое применение на крупных выставках и в киноаттракционах и более подробно рассмотрены в главе «Киноаттракционы».

1914. Сделана одна из первых попыток включения поликадра в художественный фильм. Известный русский и затем советский кинорежиссёр Я. Протазанов в фильме «Драма у телефона» делит кадр натри части. В центральной показаны грабители, вторгающиеся на дачу; в правой – жена, вызывающая мужа по телефону; в левой – муж, слушающий телефон. В нижней части кадра, кроме того, имеются поясняющие титры.

1916. Американский режиссёр Д. Гриффит в кинофильме «Нетерпимость»
применил приём вертикального и горизонтального кашетирования кадров,
снятых на 35-мм киноплёнке.

1956. Англичанин Г. Олвей предлагает систему Динамический кадр, в которой
фильм имеет разные размеры и формы кадров, включая вертикальные и квадратные. 30-минутный художественный фильм «Дверь в стене» снят 35-мм кинокамерой «Виставижн» (с восьмиперфорационным шагом кадра), а для
кинопоказа перепечатан в виде стандартной 35-мм фильмокопии с анаморфированием изображения и четырёхдорожечной фонограммой. Смена формата изображения на чёрном фоне осуществляется плавно в течение нескольких кадров.

1962. На Всемирной ярмарке в Сиэтле (США) в павильоне «Дом науки» Ч. Эмс
представляет 13-минутное поликадровое кинозрелище, посвящённое истории
развития науки. Демонстрируемые шесть изображений размером по 5х3 м были расположены в два ряда на одной общей стене павильона, как бы поделённой на шесть частей интервалами по 15 см (рис. 2.13). В процессе кинопоказа в центре этих изображений возникает заменяющее их одно общее изображение, имеющее размер 5х6 м. Перед началом кинопоказа для привлечения зрителей и настройки их внимания на экранной стене демонстрируются (со звуковым оформлением) цветные диапозитивы. Горизонтальный угол поля диаизображений достигает 200о.

Рис. 2.13. Шестиэкранное кинозрелище на Всемирной ярмарке в Сиэтле (США)
(1962 г.)

•Одно из первых предложений по созданию двухформатного 35- или 70-мм
кинофильма, состоящего из обычного и широкого изображений, делает
В. Винценбург (ГДР). Чтобы сохранить постоянной яркость изображений при
смене формата, предлагается обеспечить им одинаковую площадь, для чего
экрану нужно придать своеобразную форму (рис. 2.14). Переход от одного
формата к другому осуществляется постепенно в течение нескольких кадров
на фильмокопии, по сигналу которой также происходит перекрытие занавесом незанятых изображением участков экрана.

Рис. 2.14. Схемы заполнения двухформатного экрана Винценбурга: слева –
обычным,
справа – широким изображением

1964–1967. В СССР под руководством В.Комара разрабатываются 70- и 35-мм системы вариоскопического кинематографа Варио-70 (с размером 70-мм кадра 48,5х46 мм и шагом 10 перфораций), которая позволяет на почти квадратном экране в значительных пределах изменять ширину и высоту киноизображения, реализовав тем самым высказанную в 1930-е гг. идею С. Эйзенштейна об экране как«динамическом квадрате».

Изменение соотношения сторон киноизображения достигается двумя
способами: во-первых, для 70-мм фильмокопий – переменным кашетированием кадров в процессе печати (рис. 2.15); во-вторых, для 35-мм фильмокопий – переменным анаморфированием стандартного кадра как в процессе печати, так и при кинопроекции, для чего была разработана специальная вариоанаморфотная оптика с диапазоном коэффициента анаморфирования от 0,5 до 2,0. Киносъёмка ведётся на полный 70-мм кадр обычными сферическими объективами (без анаморфотной оптики). В визире кинокамеры предусмотрено устройство с подвижными горизонтальными и вертикальными линиями для выбора предпочитаемого соотношения сторон, которое при съёмке записывается, а при печати уточняется и выполняется.

В 1966 г. на Киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького
снимается экспериментальный короткометражный художественный 70-мм
вариофильм «Желаем успеха». Для вариокинопоказа был разработан 70-мм
кинопроектор 70КС-2 с мощной дуговой лампой высокой интенсивности на 250А. Его полезный световой поток превышал 60 000 лм. Указанный
вариокинопоказ был реализован в павильоне «Космос» на ВДНХ СССР
и в советском павильоне на всемирной выставке ЭКСПО-70 (г. Осака, Япония).

1967. На всемирной выставке ЭКСПО-67 (в Монреале, Канада) в павильоне
«Онтарио» на экране размером 20х9 м демонстрируется 70-мм поликадровый документальный вариофильм «Место, чтобы останавливаться» («A place to stand»), в котором количество изображений изменяется от 1 до 15 (рис. 2.16). Все отдельные изображения этого фильма (продолжительностью 17 минут) были сняты 35-мм кинокамерой, а затем оптическим способом впечатаны в кадры 70-мм фильмокопии. В некоторых экспозициях («Лабиринт», «Земля – дом человека») демонстрируются 70-мм фильмы с изображениями вертикального формата.

Рис. 2.16. Фрагменты 70-мм поликадрового вариофильма на ЭКСПО-67

•В широкоформатный фильм «Война и мир» и широкоэкранный фильм «Айболит-66» (СССР) включаются поликадровые фрагменты.

1969. В СССР разработана 70-мм система кинематографа Совполикадр с шагом кадра 10 и 5 перфораций. Для всемирной выставки ЭКСПО-70 выпущено два поликадровых фильма с 10-перфорационным шагом. К 100-летию со дня рождения В. И.Ленина киностудия «Мосфильм» по этой системе выпустила 70-мм поликадровый фильм-плакат «Наш марш» (режиссёр А.Шейн) со стандартным 5-перфорационным кадром для демонстрирования в отечественных широкоформатных кинотеатрах. За 20 минут на экране показываются исторические кадры, снятые в царской России, вовремя Великого Октября, создания и развития СССР.Основные художественные приёмы – сопоставление или противопоставление на одном широкоформатном экране черно-белых и цветных кадров разной формы, снятых в разное время кинематографистами разных поколений, что создаёт новое художественное решение. Основной метод изготовления комбинированных кадров вариофильма – трюк-машина. В звуковом оформлении шестиканальная магнитная фонограмма 70-мм фильмокопии позволяет с помощью панорамного микшера распределять одноканальные источники звука (шумы, песни, музыку) согласно расположению на экране соответствующих кадров. Среди других поликадровых фильмов, выпущенных «Мосфильмом»,– «Интернационал», «Гармония», «Шагай, страна моя!», «Земля и небо» (рис. 2.17).

Рис. 2.17. Кадры советских 70-мм поликадровых фильмов с шагом кадра 10
перфораций

1970. На ЭКСПО-70 канадская фирма «Аймекс Системз Корпорейшн» в японском павильоне «Фуджи» представляет синтетическое кинозрелище, в основу которого лег показ на экране 19х13 м крупноформатного 70-мм
вариополифильма «Тигрёнок» по системе АЙМЕКС (с 15-перфорационным шагом). Кадр этого фильма содержит или одно изображение во весь кадр, или три вертикальных изображения, размеры которых соответствуют повернутым на 90° кадрам широкоформатного фильма, или девять изображений, равных
стандартным 35-мм кадрам (рис. 2.18). Наконец, предусматривается различное сочетание широкоформатных (вертикальных) и обычных 35-мм
изображений. Вокруг главного экрана также демонстрируются световые
эффекты и множество диаизображений (с помощью 28 диапроекторов).

Рис. 2.18. Расположение поликадровых изображений на кадре формата АЙМЕКС
(слева): девять обычных 35-мм кадров (в центре), три широкоформатных
(70-мм) кадра, повёрнутые на 90О(справа)

•В советском павильоне демонстрировалась экспозиция, посвящённая
достижениям Советского Союза в освоении космоса, в центральной части
которой был смонтирован большой экран ромбовидной формы высотой 30 м
и шириной около 17 м. На экране демонстрировался 70-мм с шагом кадра 10
перфораций вариополикадровый фильм «Земля и небо», каждый кадр которого состоял из отдельных поликадровых изображений, форма и размеры которых изменялись в процессе показа фильма, а число варьировалось от 1 до 10 в соответствии с сюжетом (рис. 2.19). Ещё один, изготовленный по системе Варио-70, вариополикадровый фильм «Молодость» демонстрировался в другом зале на прямоугольном экране 11,8х10 м.

Рис. 2.19. Экспозиция с вариоскопическим поликадровым экраном в
советском павильоне на
ЭКСПО-67 и кадр из демонстрировавшегося на нём 70-мм поликадрового
фильма «Земля и небо»

•В американском и канадском павильонах также демонстрировались 70-мм
вариополифильмы на экранах шириной 20 и 27,5 м соответственно.

1985. К 40-летию окончания Великой Отечественной войны на«Мосфильме»
по системе Совполикадр создан 70-мм вариополифильм «Этот День Победы»
(режиссёр Г.Бреннер), скомпонованный из кадров военной хроники и новых
съёмок. В широкоформатный художественный фильм «Победа» также включены поликадровые фрагменты.

2000. Первый диснеевский мультипликационный светомузыкальный
(абстрактного характера) 70-мм фильм «Фантазия 2000», снятый по системе
АЙМЕКС (с шагом кадра 15 перфораций), с большим успехом демонстрируется водном из двух лондонских кинотеатров для системы IMAX. Этот фильм – римейк на новой основе знаменитого 35-мм светомузыкального фильма «Фантазия», снятого Диснеем ещё в 1940 г., кадры из которого вошли также и в новый фильм. Обеспечено чрезвычайно высокое качество проецируемого изображения по яркости, цветовоспроизведению и чистоте от механических помех. Великолепная (в основном классическая) музыка в кинотеатре воспроизводится по шестиканальной системе (четыре заэкранных канала и два канала окружающего звука в зрительном зале) 44 громкоговорителями общей мощностью 11 600 Вт. Продолжительность показа фильма – 74 минуты.