Стратегия выхода киноиндустрии России из самоизоляции

Развитие отечественного фильмопроизводства будет невозможно без восстановления кинопоказа и платёжеспособности населения. Необходимо уже сейчас выработать новую стратегию, если мы хотим возродить у населения традицию «ходить в кино», и вывести их из, уже ставшей добровольной, киноизоляции.

Abstract
Without the renewal of film screening and the paying capacity of the audience, it will not be possible development of domestic film production. It is now necessary to work out a new development strategy if we want to revive the tradition of “going to the cinema” among the population and to bring them out of the already being voluntary film-isolation.

Кинематограф, как никакое другое искусство, несет в себе существенную экономическую составляющую – индустрию кинопроизводства и кинопоказа. Мировая киноиндустрия сегодня находится в глубоком кризисе по известным всем причинам. Как в России будем выбираться из него – вопрос, который волнует многих.

Развитие отечественного фильмопроизводства будет невозможно без восстановления кинопоказа и платежеспособности населения. Поэтому сегодня важно ответить на вопрос, с каким кризисом мы столкнемся после окончания самоизоляции? Будет ли он только финансовым, или станет вдобавок культурологическим, связанным с трансформациями в общественном досуге? Насколько длительным будет кризис, после окончания которого заработает экономика кино, и необходимо ли уже сейчас выработать новую стратегию развития?

Аналогичная картина уже складывалась в мировом кинематографе в начале нулевых годов. За пять лет до начала финансового кризиса 2008 года Голливуд забил тревогу. Доходы в киноиндустрии упали на 20%. Основную причину данного кризисного явления зарубежные продюсеры увидели в появлении новой формы досуга – home video, связанной с появление широкоформатных мониторов. Зритель в домашних условиях получил качество просмотра фильма аналогичное кинотеатральному показу. Люди стали обзаводиться «домашними кинотеатрами». Кинопросмотр, как акт коллективного творчества в кинозале, становится формой архаичной и перемещается в зону семейного очага. Вам это не напоминает сегодняшнюю ситуацию с насыщением досуга online трансляциями?!

В век современных коммуникативных технологий, интернета в первую очередь, можно с уверенностью утверждать, что отечественные релизы, становящиеся событием года, смотрит все население страны спустя пару месяцев. При нашем национальном телевидении, которое является самым «кинематографическим салоном» в мире, которое само продюсирует национальные сериалы и блокбастеры, увеличивать сеть киноэкранов, все равно, что таскать воду в решете. Наравне с «Яндекс-едой» форма интернет доставки контента стала убийственной для коммерческого кинотеатрального показа. Кинопрокатчики забили тревогу, что продюсеры планируют уводить свои будущие релизы на интернет платформы. И это стратегическое решение было принято вне зависимости от существующей эпидемиологической обстановки.

Если мы хотим возродить у населения традицию «ходить в кино», и вывести их в будущем из уже ставшей добровольной киноизоляции, необходимо принять два принципиальных решения: улучшить (или поднять) качество показа в кинотеатрах и дополнить его форматом изображения, который недоступен на домашних экранах.

Задолго до кризиса было много нареканий на техническое качество показа в кинотеатрах. Цифровые технологии, призванные дать зрителям единое для всех кинотеатров первородное качество киноизображения, заложенное создателями фильмов, оказались беспомощными при отсутствии у нас национальных стандартов качества для цифрового кинопоказа. Кинотеатры строились и эксплуатировались по «внутреннему стандарту» владельца. При отсутствии национального стандарта, планировка зрительских мест в зале, не регулярная юстировка проекционного и звукового оборудования, продление ресурсов эксплуатации технических средств, экономия на расходных материалах, которая часто выдается за соблюдение рентабельности бизнеса, стали основной причиной дискредитации технологии цифрового кинопоказа. Помнится, один из ведущих инсталляторов цифрового оборудования в отечественной киносети заявлял в прямом эфире на федеральном канале, что, к сожалению, отечественному зрителю не удастся увидеть фильм «Аватар» таким, каким его задумал Джеймс Камерон, так как кинотеатры не отвечают требованиям самого режиссера. Прошло более десяти лет.

Сейчас, когда театральный кинопоказ приостановлен, самое время заняться насущными вопросами разработки и согласования с киносетями национального стандарта без оглядки на готовность решений этого вопроса в мировом сообществе, где полный комплект параметров технического качества цифрового кинопоказа до сих пор так и не согласован. И здесь важна будет поддержка со стороны государства, как в финансовом, так и политическом вопросе.

Необходимо создание федеральной программы по разработке национального стандарта, его внедрения и сертификации киносетей. При выходе из самоизоляции киносети обратятся за государственной поддержкой в субсидировании открытия кинозалов. И тут инструментом внедрения национального стандарта может стать сертификация кинозалов. Это вроде вакцинации против вируса «низкого качества оказания услуг». Кто согласится на сертификацию и пройдет ее, тот и получит субсидии. Зритель выйдет из самоизоляции и придет в обновленные качественные кинозалы. Но и этого будет недостаточно, если не возобновить формат кинопоказа, традиционно когда-то любимый отечественными зрителями, которые помнят его как стереокино.

В марте 2003 года на конференции «Show West» в Лас Вегасе, традиционно воспринимаемой как съезд кинематографистов Голливуда, «великолепная пятерка» (так их впоследствии окрестили): Джордж Лукас, Джеймс Камерон, Роберт Земекис, Роберт Родригес и Питер Джексон патетично заявили, что уходят из кино… в 3D (читай по нашему – стереокино). Одним из их тезисов было: «С каждым днём совершенствуются системы домашних кинотеатров, так зачем людям ходить в кинотеатры? 3D – один из способов заставить людей толпами посещать кинозалы?». Они не разворачивали культурологических дискуссий о значении трехмерного изображения в художественном развитии кинематографа. Как люди, работающие на кассу, знающие экономику киноиндустрии изнутри, они предлагали задуматься о новой модели кинобизнеса, о переходе на новый формат кинотеатрального показа.

Были задействованы мощные ресурсы технического развития для создания и внедрения трехмерного изображения в кинематограф. Это было непростое замещение кинопленки цифровым носителем, а именно изменение природы изображения. Одна из ведущих анимационных студий “Dream Works” заявляла, что с 2009 года она прекращает производство фильмов в традиционном, плоскостном формате, и будет производить анимацию только в формате 3D, что означало грядущую экспансию нового формата. В начале нулевых годов мы стали современниками эпохи видоизменения формата киноизображения, которое вслед за звуковым и цветным становилось трехмерным. Формат кинематографа – это более всеобъёмлющее понятие, нежели техническая категория изображения. Это скорее модель кинобизнеса, которой всегда требуется периодическое обновление, чтобы выигрывать в состязании с другими формами досуга.

Но почему новое внедрение стереоформата так быстро потерпело фиаско? Лично был свидетелем, когда при покупке билетов, кассиры стали предупреждать зрителей, что фильм будет демонстрироваться в 3D формате, так как зритель был раздражен низким качеством, как фильмов, так и кинопоказом в этом формате. Был случай, когда киносеть вызывала меня в качестве эксперта, чтобы оценить, что является виной: техническое качество кинопоказа или качество самого фильма, так как зрители сдавали билеты? Проблема технического качества и требований к демонстрации стереоскопических фильмов в кинотеатрах является крайне актуальной во всём мире, и в настоящее время экспертами международной организации по стандартизации ИСО ( International Organization for Standardization, ISO) разрабатывается соответствующий технический стандарт.

Если оставить в стороне культурологические аспекты творческого осмысления особенностей данного вида кинематографа, как это было со звуком и цветом, то основной причиной упадка стереокино явилась зарубежная модель его внедрения, которая была буквально взята из глубины 50-х годов прошлого века, так называемого «золотого века стереокино». Предлагаемые сегодня зарубежные технологии стереосъемок двумя спаренными камерами, корнями уходящие в 40-50-е годы прошлого века, не позволяли массово внедрить их в современное кинопроизводство и отпугивали технологической сложностью продюсеров. Какое развитие ожидало бы цветной кинематограф, если бы до сих пор сохранялась технология съемки на три цветоделенных кинонегатива? Ответ очевиден, предпочтение было бы отдано съемкам в черно-белом формате с дальнейшей компьютерной раскраской.

Так случилось и со стереокино. Отсутствие стереоскопических кинокамер, отвечающих современным требованиям кинопроизводства, породило тенденцию конвертации плоскостного изображения в объемное, что резко снизило художественный потенциал стереофильмов. Все реже стали появляться «честные» стереофильмы, изначально снятые на стереооборудовании, и «нечестные» – традиционно снятые и в дальнейшем прошедшие цифровую конвертацию в стереоформат. Все чаще стали снимать фильмы без учета особенностей композиционно-монтажного построения. Решение, будет ли фильм в 3D формате, принималось не на стадии написания сценария, режиссерской разработки, обсуждений на съемочной площадке, а на финальной стадии постпроизводства, когда решение принимал продюсер, считая, что трехмерность будет дополнительным бонусом для кассовых сборов. Примером тому два отечественных стереофильма «Время первых» и «Салют 7». Первый «честно» снятый спаренными камерами, второй – по технологии традиционного кинематографа и впоследствии конвертированный в стереоформат. Снижение эмоционального восприятия при просмотре конвертированных фильмов наряду со снижением качества стереопоказа в отечественных кинозалах породило ложное представление о том, что всему виной тут очки.

Необходимо возобновить производство «честных» стереофильмов. К сожалению, сегодня на зарубежном рынке нет стереосъемочной аппаратуры, отвечающей современным требованиям кинопроизводства. Все анонсированные зарубежными фирмами технологии не имеют таких качественных решений, какие предлагаются отечественной школой стереокино, которая на протяжении 60 лет вела стереосъемку одной специализированной камерой. И примером адаптации к современным цифровым технологиям стал отечественный фильм, извините за тавтологию, «Самый лучший фильм в 3Дэ». Разработаны технологии для цифровой стереосъемки кукольной анимации, цейтраферной и макросъемки, столь необходимой при производстве научно-популярного и учебного кино. Все вышеперечисленные технологии и их результаты, осуществленные в экспериментальных фильмах, демонстрировались на международных конференциях. Но для реализации их массового внедрения в кинопроизводство требуется федеральная программа финансирования.

Другой немаловажной проблемой в организации производства фильмов в новом формате – это восстановление (или формирование) отечественной школы по подготовке и переподготовке творческих и технических кадров. Нет такого количества специалистов, чтобы в каждую съемочную группу командировать консультанта по стереосъемкам. Да и зарубежная практика использования стереографов не приживется в нашем производстве. У нас оператор на площадке был и есть всегда самодостаточной фигурой. С приходом цвета в кино ему не давался на съёмочной площадке в нагрузку колорист, поэтому надо готовить оператора к самостоятельной работе в стереосъемках, а еще лучше, уже со студенческой скамьи.

Появление в 2012 году во ВГИКе дисциплины «Стереоскопический кинематограф» сразу дало положительный результат. Уже в 2016 году группа студентов кинооператорского факультета получила престижную международную премию «Звезда Голливуда» за фильм «Стаккато». Но сохранение школы возможно только при условии востребованности кинопроизводством таких специалистов, при условии ритмичного и стабильного производства отечественных фильмов в новом формате.

С развитием стереокино у социального заказчика появляются новые рычаги по формированию отечественного репертуара. В новом формате эффективно решается вопрос производства фильмов для детей и семейного просмотра, фильмы на национально-патриотическую тему будут иметь более зрелищную форму восприятия. Отечественная анимация, даже в своей короткометражной форме, будет востребована на рынке персональных устройств отображения. Неигровое, научно-популярное, документально кино получат новый зрелищный импульс, как это наблюдалось при создании сети кинотеатров IMAХ. Новый формат не замыкается на каком-то отдельном сегменте рынка сбыта. Продукт, созданный в формате трехмерного изображения, будет востребован во всех формах визуального досуга. Можно рассматривать вопрос не только о расширении театральной сети дорогих цифровых залов, но и о возрождении легальной сети видеосалонов с широкоформатными дисплеями трехмерного отображения в учебных аудиториях школ и вузов, городских поселках и сельской местности.

По данным из источников «Невафильм Research», киносеть России до начала кризиса насчитывала 5582 кинозала, из которых 4100 оборудованы под показ стереофильмов. Не воспользоваться такой возможностью сегодня было бы упущённой экономической выгодой. Необходима реальная программа по развитию стереокино и её целевое финансирование со стороны государства, насыщение отечественной сети качественной кинопродукцией нового формата.

Александр Мелкумов, Зав. Сектором цифрового стереокино филиал «Научно-исследовательский кинофотоинститут»
АО ТПО «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов»