НИКФИ / Деятельность / Основные проекты / Стереокинематограф

Стереокинематограф

Проект перевода произведений сценического искусства в аудиовизуальную форму

Съёмка спектаклей в формате 3-D

При съемке произведений всех видов исполнительского искусства – драмы, оперы, балета, оперетты, музыкальной комедии, детского и кукольного театров, а также цирка и эстрады, предлагается использовать формат стерео 3-D, максимально сохраняющий пространство мизансцены, звука, мельчайшие детали актёрской игры и авторского замысла.
Коллектив НИКФИ более 70 лет ведёт разработки технологий съемки и демонстрации стерео фильмов. Достижения НИКФИ в этой области отмечены наградой «Оскар». Огромный опыт позволяет оптимально использовать технические средства и, как следствие, свести к минимуму   требования к аппаратному обеспечению процесса съёмки и  бюджету. Работы можно вести как на съёмочной аппаратуре иностранного производства, так и используя экспериментальные образцы отечественной техники.
Результатом стереосъёмки является цифровая прокатная копия, которую можно демонстрировать в сети кинотеатров практически всех регионов нашей страны. Возможно создание Blue-ray 3D версий и трансляция материалов по сети Интернет. 

История вопроса

В СССР были распространены Телеспектакли и Телевизионные фильмы-балеты. Телевизионный спектакль не является видеозаписью (телеверсией) театральной постановки, — это оригинальный спектакль, созданный в телевизионной студии, специально для телевидения, то есть совершенно другой жанр. Разновидностью телевизионного спектакля является телевизионный балет, который точно так же представляет собой оригинальное, совершенно самостоятельное произведение, не имеющее своего сценического первоисточника, созданное специально для телевидения и по его законам.
В СССР до начала 50-х годов театральные спектакли, как и отдельные сцены из них, разыгрывались непосредственно в телевизионной студии; 16 апреля 1951 года состоялась первая внестудийная трансляция — оперы А. Рубинштейна «Демон» из Большого театра. Тогда же, в начале 50-х, поскольку появилась возможность записывать театральные постановки с помощью кинорегистраторов, была разработана программа создания фонда снятых на киноплёнку и предназначенных для массового зрителя — для демонстрации по телевидению, а иногда и в кинотеатрах — лучших спектаклей советских театров.
Снятые на плёнку театральные постановки могли представлять собою как простые записи по трансляции — непосредственно из театра или из телевизионного павильона, так и телевизионные версии спектаклей в полном смысле слова — с использованием возможностей кинематографа, добавлением видеоряда, отсутствующего в театральной постановке. Так, например, телеверсия спектакля Большого драматического театра «Эзоп» в начале представляет зрителю панораму пустыни, по которой движутся рабы, рассказ Эзопа о корзине с хлебом иллюстрируется соответствующим видеорядом и т. д., а в киноверсии знаменитого спектакля Театра Сатиры «Свадьба с приданым» наряду с театральными декорациями, имитирующими сельские пейзажи, присутствуют и натурные съёмки.

В 2004 году телеканал «Культура» попытался возродить жанр телеспектакля, осуществив постановки пяти небольших спектаклей. Однако эти опыты вызвали сомнения как в самой возможности возрождения жанра в его прежнем виде, так и в принадлежности новых постановок к жанру телеспектакля. В наше время жанр телеспектакля вытеснен телесериалами и практически забыт. На отечественном телевидении лишь телеканал «Культура» занимается производством телевизионных спектаклей, а так же включает в свой эфир лучшие телевизионные спектакли прошлых лет.

Театральные постановки являют собой самостоятельную культурную ценность. Причём ценность, которую крайне сложно сохранить. Каждый спектакль неповторим. Можно говорить о его существовании только в минуты его воспроизведения. Это общая особенность всех видов исполнительного искусства. Адекватная  видеозапись спектакля представляет значительную трудность. Как правило, действие одновременно развивается в нескольких частях сцены, поэтому следует делать общие планы. Но, с другой стороны, такие планы не позволяют зрителю увидеть тонкости актерской работы, значительных деталей для понимания постановки.

Гастроли, выступление артиста (коллектива) вне места его постоянной деятельности — в другом районе, городе, стране решают задачу доступности театрального искусства лишь отчасти.

Решение

Продолжить традиции сохранения произведений всех видов исполнительского искусства - драмы, оперы, балета, оперетты, музыкальной комедии, детского и кукольного театров, а также цирка и эстрады. На этот раз в формате, максимально сохраняющем пространство мизансцены, звука, мельчайшие детали актёрской игры и авторского замысла - в формате 3d.

Современные технологии съёмки театральных постановок в формате 3d  уже сейчас позволяют сделать возможным и доступным сохранение культурного наследия в жанрах, относящихся к исполнительскому искусству. Сохранение постановок в формате 3d позволяет наиболее полно сохранить эти виды исполнительского искусства для потомков.

  • При сохранении в формате 3d какого-либо вмешательства в творческий процесс или влияния на творческий замысел не происходит
  • Требования как к техническому обеспечению, так и к бюджету несопоставимо меньшие, чем к бюджету съёмки игрового фильма.  Так как сохраняется уже готовое произведение сценического искусства, необходимы только технические работы - стереосъёмка и последующая обработка отснятого материала
  • Коллектив НИКФИ более 70 лет ведёт разработки технологий съемки и демонстрации стерео фильмов. Достижения НИКФИ в этой области отмечены наградой «Оскар». Огромный опыт позволяет оптимально использовать технические средства и, как следствие, свести к минимуму   требования к аппаратному обеспечению процесса съёмки и  бюджету
  • Работы можно вести как на съёмочной аппаратуре иностранного производства, так и используя экспериментальные образцы отечественной техники

Результатом стереосъёмки является цифровая прокатная копия, которую можно демонстрировать в любом кинозале, дооборудованном для демонстрации стереофильмов. 

Установка для съемки стереофильмов

Предназначена для цифровой стереокиносъёмки в условиях натуры и интерьера, в том числе игровых сцен. Стереокиносъёмка осуществляется на параллельных осях двумя цифровыми видеокамерами Sony HDR-HC1E или Sony HD-A1 формата HDTV, установленными рядом на общей платформе. Установка предусматривает раздельную синхронную двухпоточную запись левого и правого ракурсов для последующего пакетирования в цифровой файл MXF для цифровой кинопроекции с разрешением HD (1920*1080).

Безочковый стереопоказ

Автостереоскопическая растровая система отображения

Работы по разработке методов и средств записи и воспроизведения объемных изображений на основе стереокомпьютерных технологий, принципов оптоэлектроники, растровой оптики и голографии. Включают разработку и изготовление безочковых проекционных и телевизионных устройств показа объемных многоракурсных изображений для музеев, вставок, рекламных, учебных и пр. целей.

\"Яндекс.Метрика\"