НИКФИ / Галерея / Публикации / СТЕРЕО–70 и IMAX 3D – анализ технологий

СТЕРЕО–70 и IMAX 3D – анализ технологий

СТЕРЕО–70 и IMAX 3D –  анализ технологий

А. Мелкумов, НТЦ «СТЕРЕОКИНО»

Все когда-либо созданные системы получения объемного киноизображения можно разделить на две принципиально различные технологии, первая из которых предусматривает киносъемку на двух пленках,   а вторая – фиксацию на одной пленке сразу двух кадров стереопары.. В обеих технологиях есть свои плюсы и минусы. 
Преимуществом двухпленочной технологии является  использование стандартной аппаратуры (как съемочной, так и проекционной) с сохранением стандартного размера поля кадра, а недостатками – громоздкость киносъемочного комплекса, отсутствие необходимой мобильности  при киносъемках (в чем система резко проигрывает обычному кинематографу), существование проблемы синхронизации пленок на всех этапах кинопроизводства и кинопоказа. Однопленочная технология, лишенная недостатков, касающихся простоты производства и мобильности киносъемочного процесса, одновременно теряет преимущества двухпленочных систем в  использовании размера кадра, стандартизированного в традиционном кинематографе. По этим причинам многочисленные попытки использовать в обеих системах стандартную 35--мм кинопленку не увенчались успехом. 
На рубеже 50 – 60-х годов  зародился новый стандарт  70-мм кинопленки, связанный с  развитием широкоформатного кинематографа, и появилась возможность воспользоваться преимуществами двух технологий, освободившись заодно от их недостатков, а именно: разместить рядом два стандартизованных в 35-мм кинематографе кадра на одной 70-мм пленке (рис.3). В результате в середине 60-х годов в Научно Исследовательском Кино-фото Институте (НИКФИ) была создана отечественная система производства и показа стереофильмов «СТЕРЕО–70», органично вписавшаяся в технологию производства широкоформатных фильмов тех лет. В этой системе вот уже более 30 лет существует отечественное стереокино. Справедливости ради надо отметить, что параллельно американская компания Stereovision ltd. (президент Christopher Condon) также разработала киносъемочную и проекционную оптику для аналогичного формата, но далее создания единственного 10-минутного рекламного ролика дело не продвинулось. Западный кинематограф, как американский, так и европейский,   оставался приверженцем использования 35-мм кинопленки в однопленочной системе  в ущерб размеру кадра, что объяснялось стремлением западной киноиндустрии  внедрить стереокино в обычную 35-мм сеть кинопроката.
Поскольку в СССР была принята концепция строительства сети специализированных стереокинотеатров с 70-мм кинопроекционной аппаратурой, то за двадцать лет  (с 1967 по 1988 годы)  было открыто только 20 стереокинотеатров.  В США премьера каждого стереофильма происходила одновременно в сотнях обычных кинотеатров, которым вместе с фильмокопиями стереофильмов на время показа предоставлялись стереообъективы и одноразовые картонные очки. 
В статье «От кинотеатра к киноцирку»* говорилось о негативных результатах такой массовой стереоскопизации. Зритель был разочарован низким качеством стереопоказа, вызванным прежде всего малым форматом кадра на пленке и, как результат, недостаточными четкостью и  яркостью изображения в кинозалах. После резкого бума в середине 80-х годов в таких кинодержавах, как США, Индия и Китай, наблюдался резкий спад посещаемости и как следствие – спад производства стереофильмов.   То есть уже в 1991 году стереокино в США можно было  увидеть только в киномузее или в парковых аттракционах, тогда как в СССР в специализированных стереокинотеатрах была стабильная посещаемымость. 
Надо сказать, что в США и в Европе в стереокино параллельно с 35 мм кинотеатральным прокатом использовался 70-мм  пятиперфорационный стандартный формат кадра в двухпленочных системах (рис. 4). В частности, в Диснейленде до сих пор показывают короткометражные стереофильмы, снятые двумя 70-мм камерами. В таком же формате в середине 90-х годов режиссер Камерун снял короткометражную 20-минутную версию «Терминатор 3D». Однако использовалось это только в парковой, аттракционной форме показа. 
Так в кратком  обзоре может быть представлено состояние стереокино в мире на рубеже 90-х годов, когда 2 марта 1991 г. Американская академия киноискусств присудила НИКФИ  награду за техническое достижение и коммерческое внедрение системы «СТЕРЕО–70».

В середине 80-х в Америке сложилась сеть кинотеатров так называемого гигантского экрана (Large Format), в которых демонстрируются 70-мм фильмы с нестандартным размером кадра на пленке. Родоначальницей шоу стала компания Iwerks, избравшая стандарт 8/70 (8-перфорационный кадр на 70-мм пленке. Компания IMAX пошла дальше, решив расположить 15-перфорационный кадр вдоль длины пленки. Увеличение размера кадра на пленке позволило значительно увеличить размер экранного изображения (без ущерба для его четкости и яркости) и угол наблюдения изображения не только по ширине, но и по высоте кадра. Из поля зрения ушли границы кадра, зритель стал видеть мир уже «не через окно», а как бы погружаясь в этот мир, отсюда и возник термин  «эффект присутствия». 
Создатели IMAX чутко уловили, что их формат как никакой другой подходит для стереокино, потому что одна из особенностей наблюдения объемного изображения в зале – отсутствие в поле зрения границ изображения. В противном случае наблюдается отжимающий эффект рамы экрана: элементы композиции, обрезанные границей кадра, не могут восприниматься в зальном пространстве. 
Ранее уже упоминалось, что некоторые двухпленочные системы стали использовать 70-мм кинопленки. Как правило, это были спаренные под 90о через полупрозрачное зеркало широкоформатные камеры. И только в Москве, в НИКФИ, был создан единственный киносъемочный аппарат, протягивающий сразу две 70-мм пленки. Первые шаги создатели IMAX 3D свершили именно в Москве, где провели пробные съемки этим аппаратом.  Сделав верный вывод, что 5-ти перфорационный кадр с соотношением сторон 1:2.25 на 70-мм пленке не позволит иметь надлежащую высоту экрана в зале, они пришли к решению  использовать 15-перфорационный стандарт IMAX и в стереокино. 
В эмоциональном восприятии объемного изображения преимущества IMAX 3D перед каким-либо другим  форматом в стереокино неоспоримы, однако его реализация в кинопленочной технологии  делает систему уязвимой не только в экономическом  аспекте  (высокая затратность в съемке и кинопоказе), но и в творческом потенциале. Недостаток, присущий всем двухпленочным системам, в технологии IMAX 3D, увеличивается в геометрической прогрессии; из-за значительных объемов и веса съемочной аппаратуры порой невозможна динамичная съемка. Производство стереофильмов в формате IMAX-3D начинает тяготеть к компьютерному моделированию трехмерных изображений. Как отмечают авторы последних статей об IMAX 3D, все чаще в стереофильмах данной технологии живая съемка  вытесняется цифровым синтезированием. Возможно, что зародившийся на базе пленочных технологий IMAX 3D в скором времени полностью перейдет в цифровой кинематограф, к чему его толкает и экономика кинопоказа, потому что, сокращая использование дорогостоящего широкоформатного кинонегатива в киносъемочном процессе, IMAX в стереокинотеатрах продолжает использовать дорогостоящие 70-мм фильмокопии. 
Высокая стоимость оборудования театрального комплекса IMAX 3D, размер экрана, составляющий как минимум две высоты обычного экрана, а потому  не вписывающийся ни в один стандартный кинотеатр и требующий строительства специально спроектированного зала, – все эти факторы не  решают проблемы доступности массового зрителя к стереокино. 
Из всех обследованных НТЦ «Стереокино» кинотеатров Москвы только зрительный зал кинотеатра «Мир» может быть реконструирован под формат IMAX благодаря тому, что был спроектирован для показа панорамных фильмов, снимаемых по трехпленочной технологии. 
Проблему  более экономичного показа стереофильмов, снятых в системе IMAX 3D, попыталась решить канадская компания WesternMillenniums Films (WMF), основанная на рубеже двух тысячелетий. Ее интересы  по созданию сети гораздо более дешевых стереокинотеатров совпали с интересами корпорации Sony (в прошлом – ведущего инвестора и производителя стереофильмов IMAX, окупаемость которых имела слишком большой цикл из-за ограниченного количества кинотеатров). По заказу компании WMF, стереофильмы были переведены в 35-мм формат на две пленки. Модернизировав стандартные 35-мм китайские кинопроекторы для синхронной проекции, компания открыла в Китае 30 специализированных стереокинотеатров с мини-залами на 150 – 200 зрительских мест. Такое решение позволило при проекции с 35-мм фильмокопий сохранить такой же угол наблюдения,  как и получаемый  в кинотеатрах IMAX 3D при проекции с 15?перфорационного кадра. До конца 2002 года компания планирует увеличить до 50 количество таких стереокинотеатров в Китае и открыть еще 20 в странах Карибского бассейна. Компания WMF обращалась и в наш центр с предложением перевести в двухпленочный 35-мм формат отечественные стереофильмы, однако состояние исходных фильмоматериалов не позволило реализовать эти планы.
Как видим, стереокино вновь возвращается к 35-мм  стандарту ради массового внедрения  в кинопрокат. Рост более дешевых стереокинотеатров по двухпленочной 35-мм технологии   потребует более  широкого производства стереофильмов. В связи с этим очевидными становятся преимущества отечественной системы «Стерео–70», более экономичной в киносъемочном процессе. Насколько целесообразно будет производство стереофильмов в 15 перфорационной системе IMAX 3D с последующим их переводом в 35-мм формат?  

Статья была опубликована в журнале "Киномеханик" № 10 2002 г

\"Яндекс.Метрика\"