50 лет НИКФИ

50 лет НИКФИ
Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ) был организован в июле 1929 года. Это был год, когда XVI Всесоюзная партийная конференция одобрила, и V Всесоюзный съезд Советов утвердил первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Первый пятилетний план явился основой для создания всей технической базы кинематографии: фильмопроизводства, массовой печати кинофильмов, сети кинотеатров, которая в результате выполнения плана первой пятилетки увеличилась в 19 раз по сравнению с дореволюционным периодом.

Институт был сформирован в течение 1929—1931 гг. на базе Центральных лабораторий фабрики «Совкино» Фотокинохимтреста, лабораторий Всесоюзного электротехнического института, Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана и физико-химического института им. Л. Я. Карпова. В 1931-1932 гг. сложилась структура НИКФИ как единой научно-исследовательской организации. Его лаборатории разместились в здании, ранее принадлежавшем фабрике «Совкино» (бывшей киностудии Ханжонкова) в Москве на Житной улице. В институте были организованы два сектора — фзико-технический и физико-химический, научной деятельностью которых руководили крупнейшие специалисты в области кинотехники и научной фотографии: проф. Е. М. Голдовский и проф. К. В. Чибисов, избранный в 1946 г. членом-корреспондентом АН СССР.

ОСНОВАТЕЛИ НИКФИ — ПЕРВЫЕ НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ

 

 

 

 

 

 

 

Слева – Чл-корр. АН СССР, Лауреат Государственной премии СССР, засл. деятель науки и техники РСФСР, докт. хим. наук, проф. К.В. Чибисов; справа – Засл. деятель науки и техники РСФСР, докт. техн. наук, проф. Е. М. Голдовский

Физико-технический сектор составили лаборатории: съемки и проекции (Н. Н. Кудряшов), светотехническая (Н. В. Горбачев, В. А. Кизель), звукотехническая (В. С. Григорьев), акустическая (В. В. Фурдуев), электротехническая (Е. М. Голдовский), а также конструкторское бюро. Физико-химический сектор представляли лаборатории: эмульсионная (К. В. Чибисов), эмульсионно-технологическая (В. Я. Михайлов), сенситометрическая (Д. А. Сольский), обработки светочувствительных слоев (Я. П. Цукерман), цветных изображений (Н. Н. Агокас, Н. С. Овечкис) и технологии полимерных пленок (П. В. Козлов).

В 1936 г. для решения научно-исследовательских и конструкторско-технологических задач, обеспечивших создание технических средств для массовой кинофикации страны, проектирования кинотеатров был организован на базе исследовательской лаборатории при Управлении кинофикации СССР Научно-исследовательский институт киностроительства (НИИКС). Основателем и научным руководителем НИИКСа был крупный специалист в области кинотехники канд. техн. наук Г. Л. Ирский. В составе НИИКСа были четыре лаборатории: кинопроекции (Г. Л. Ирский), звуковоспроизведения (А. Ф. Векленко), электропитания (Л. И. Сажин) и экономики (Ю. А. Калистратов).

В 1942 году произошло слияние НИКФИ и НИИКС в единую головную научно-исследовательскую организацию в отрасли кинематографии — Всесоюзный научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ).

Фундаментальные исследования, проведенные институтом в годы его становления, оказали значительное влияние не только на прогресс техники советской кинематографии и ее химико-фотографической базы, но дали толчок перспективным работам в смежных областях науки и техники.


Основатель и первый научный руководитель НИИКС, канд. техн. наук Г. Л. Ирский.

Одним из наиболее важных итогов работы НИКФИ в указанный период в теоретическом аспекте его деятельности явилось создание научных основ кинотехники как единой самостоятельной области прикладной науки и теории фотографических процессов.

К числу основных научных исследований, начатых в предвоенные годы, определивших на длительное время направления развития техники кинематографии, относятся: исследования физических основ кинотехники (под руководством проф. Е.М. Голдовского; изучение природы фотографической чувствительности, разработка теории фотографических процессов и количественного фотографического метода (под руководством чл.-корр. АН СССР проф. К. В. Чибисова); создание методов записи звука и принципов звукового кинематографа (под руководством проф. П. Г. Тагера); исследования в области звукового кинопоказа, электроакустики и акустических характеристик помещений (под руководством проф. В. В. Фурдуева); разработка теоретических основ цветной репродукции (под руководством проф. Н. Д. Нюберга); установление физико-химических принципов формирования эфироцеллюлозных пленок (под руководством проф. П. В. Козлова).

Ряд других важных направлений в развитии техники кинематографии был определен фундаментальными научными исследованиями, выполненными в военные и послевоенные годы. К числу важнейших из них относятся: создание адсорбционной теории фотографического проявления и изучение влияния адсорбции на сенсибилизирующее действие красителей (чл.-корр. АН СССР А. И. Рабинович, Я. И. Бокиник); исследование свойств органических веществ для кинофотоматериалов (под руководст­вом чл.-корр. АН СССР проф. И. И. Левкоева; процессов химико-фотографической обработки светочувствительных материалов (под руководством проф. Н. И. Кириллова); работы в области объемных изображений (под руководством проф. Н. А. Валюса), в области экономики кинематографии (под руководством проф. Ю. А. Калистратова).

Работники НИКФИ в содружестве с производством разработали и довели до практического применения: метод и аппаратуру для комбинированных съемок по способу «блуждающей маски» (В. И. Омелин), процесс и оборудование для цветной печати кинофильмов по трехцветному гидротипному методу (П. М. Мершин, Ф. Ф. Проворов, В. М. Фридман, А. И. Иорданский, Н. С. Овечкис), двухцветный виражный способ изготовления цветных кинофильмов (А. Н. Иорданский, Ф. Ф. Проворов), более совершенные по своим свойствам негативные и позитивные черно-белые кинопленки (Н. В. Макаров, В. И. Успенский), технологию производства негорючей ацетатной основы для кинопленок (проф. П. В. Козлов) и ацетилцеллюлозы для этих целей (И. И. Гольдман), рациональный процесс контратипирования черно-белых кинофильмов (С. М. Антонов, К. И. Мархилевич), процессы реставрационной профилактической обработки и хранения кинофильмовых материалов (И. М. Фридман), звуковой узкопленочный кинопроектор (Н. Д. Бернштейн, Л. М. Болоховский). Проведен большой объем работ по созданию усилительных устройств с фотоумножителями для воспроизведения звука кинофильмов (А. А. Хрущев, А. В. Векленко), кинопроекционного осветителя 16-мм кинопроектора с электроразрядной ртутной лампой СВД (Г. Л. Ирский, Е. М. Голдовский, Л. И. Сажин, А. А. Хрущев), селеновых стабилизированных выпрямителей для электрического питания кинопроекционной аппаратуры (проф. В. Г. Комар, Л. И. Сажин) и ряд других исследований и разработок.

Во время Великой Отечественной войны основная часть Института была временно перебазирована (1941 — 1943) из Москвы в Самарканд, другая часть — в Казань; небольшая часть с опытным производством, оставленная в Москве, была преобразована в Московский филиал.

Вся работа НИКФИ была подчинена нуждам фронта. На базе ранее созданной продукции гражданского назначения разрабатывались и изготавливались различные изделия и материалы, которые использовались во фронтовых условиях. Это передвижные кинопроекционные аппараты, мощные звуковые установки, селеновые выпрямители для зарядки танковых аккумуляторов, фотопленка для авиационной разведки и др.

Большая группа работников НИКФИ ушла на фронт, многие из них не вернулись: Мершин П. М., Андросенко Е. И., Дудинский А. Г., Баржанский Е. Я., Башилкин И. В., Беликов П. Н, Герт А. И., Дьячков С. Н, Ерихимсон М. Б., Ерохин Н. А., Жарких Н. М., Кудисов В. П., Пермяков Г. И., Песков С. В., Фольц, Н. В., Харизоментов В. К., Цветков, Н. П., Налбандян М.В

В послевоенный период деятельность НИКФИ непрерывно расширялась, рос объем научно-исследовательских работ института, укреплялось его содружество с производством, повышался уровень научных исследований и технических разработок, неуклонно возрастала роль НИКФИ как головной научно-исследовательской организации в отрасли кинематографии и химико-фотографической промышленности.

Новое здание НИКФИ на Ленинградском проспекте

Для лабораторий Института было построено новое здание на Ленинградском проспекте, затем сооружен корпус для Опытного производства НИКФИ, представляющего экспериментальную базу Института. Из небольшого коллектива НИКФИ вырос к 1965 г. в крупное учреждение, насчитывающее свыше 1700 чел.

С переходом производства кинофотоматериалов из системы кинематографии в Министерство химической промышленности в 1966 году произошла реорганизация НИКФИ — выделился новый институт — Госниихимфотопроект, который вместе с двумя филиалами НИКФИ в городах Казани и Шостке вошел в систему Министерства химической промышленности. В связи с этим численный состав НИКФИ с опытным производством насчитывал к 1967 году около 1100 чел. Научные кадры института включали 5 докторов наук — профессоров, 50 кандидатов наук, 4 лауреата Ленинской премии, 6 лауреатов Государственных премий и свыше 300 специалистов с высшим образованием.

Научные руководители НИКФИ

Засл. деят. науки и техники РСФСР, докт. техн. наук, проф. П. В. Козлов. Канд. техн. наук В. И. Успенский. Засл. деятель науки и техники РСФСР, докт. техн. наук, проф. В. Г. Комар. Канд. техн. наук О. И. Иошин. Канд. хим. наук С. А. Бонгард. Лауреат Государственной премии СССР, канд. физ.-мат. наук А. В. Фурдуев

Научное руководство деятельностью НИКФИ в целом в разные промежутки времени осуществляли директора Института: проф. П. В. Козлов (1942—1956 гг.), к. т. н. В. И. Успенский (1956—1963 гг.), проф. В. Г. Комар (1963—1973 гг.), к. т. н. О. И. Иошин (1973—1978 гг.), к. ф.-м. н. А. В. Фурдуев (с 1978 г. по настоящее время), а также заместители директоров по научной части — проф. Е. М. Голдовский (1942—1950 гг.), проф. П. В. Козлов (1937—1942 гг.),проф. В. Г. Комар (1950—1963 гг. и с 1973 г. по настоящее время), к. т. н. И. М. Болотников (1963—1973 гг.) и к. х. н. С. А. Бонгард (с 1963 г. по настоящее время).

После реорганизации в Институте функционируют лаборатории: техники и технологии съемки кинофильмов (Ф. Ф. Проворов, А. Г. Болтянский, А. В. Нисский); светотехники кинематографии (Г. Л. Ирский, Г. А. Голостенов); электротехники кинематографии (Л. И. Сажин, И. Н. Осколков, М. Л. Рябоконь); средств автоматизации кинотехнических процессов (С. А. Соколов, В. Б. Мунькии); электронной записи изображения (Н. И. Тельнов); стереокинематографии (Б. Т. Иванов, А. Г. Болтянский, В. Г. Комар); фотовоспроизведения (Н. С. Овечкис); теплотехнических процессов (Ф. А. Розенталь); технологии печати фильмовых материалов (Л. Ф. Артюшин); гидротипной печати цветных фильмов (С.А. Бонгард), кинокопировальной техники (Н.Д.Бернштейн, А.П.Иванов), исследования и испытания кинопленок (Л.И.Архипов), технологии фотографической обработки кинопленок (А.П.Крылов, Г.В.Величко), эксплуатации, реставрации и долговременного хранения фильмовых материалов (И.М.Фридман), кинопроекции (В.В.Петров, Н.Д.Бернштейн, В.С.Щекочихин), процессов записи звука (С.В.Марсов) архитектурной акустики (А.Н.Качерович, Э.Л.Виноградова), акустики киностудий и кинотеатров (Б.Г.Белкин), экономики кинематографии (Ю.А.Калистратов, В.Г.Чернов).

В 60-е – 70-е годы в НИКФИ были организованы лаборатории электронных приборов и методов (А.Ф.Векленко), квалиметрии (В.В.Раковский), вычислительной техники (Л.Ф.Артюшин), лаборатория звукотехнических систем (А.А.Хрущев), автоматизированных систем управления (О.Ф.Семенов), отдел стандартизации (С.Д.Карипиди, В.В.Раковский), лаборатория патентоведения (О.И.Соколова), и отдел научно-технической информации (А.К.Кулаков, Б.Т.Иванов) и др.

Опытным производством НИКФИ с начала его организации: И.А.Ройзенблитт, Я.П.Цукерман, Е.К.Подгородецкий, Г.А.Вульфсон, А.Е.Добровольский, А.П.Гуртов и др. Теперь его возглавляют О.И.Великжанин. Главным инженером Опытного производства НИКФИ много лет работает А.М.Гусельщиков, конструкторским бюро длительное время руководил талантливый конструктор К.С.Спасский. Большой вклад в создание новых видов кинотехники внесли инженеры, конструкторы, рабочие: Б.Я Гершейг, Ф.М.Аграновская, В.С.Цицак, Л.В.Кривошей, М.О.Карлин, В.И.Рогальский, А.В.Лунин, А.И.Янович, А.Ф.Березовский, Л.Я.Княжицкий, Б.Е.Туркин и др.

В определении новых научных направлений Института и в их разработках существенную роль сыграли выдающиеся ученые нашей страны: акад. АН СССР В.А.Каргин, акад. АН СССР А. А. Андреев, член-корр. АН СССР П. В. Тимофеев, член-корр. АН СССР А. И. Рабинович, член-корр. АН СССР Б. В. Дерягин, акад. АН БССР А. В. Лыков, проф. В. А. Фабрикант, проф. К. В. Астахов, член-корр. АН СССР К. В. Чмутов и др.

За последние 15 лет НИКФИ разработано около 400 изобретений, по которым получены авторские свидетельства; запатентовано за рубежом до 10 изобретений, по которым получены 24 патента в 9 странах. Сотрудниками института за последние 15 лет опубликовано свыше 250 книг и около 2500 статей.

Деятельность НИКФИ связана с наиболее крупными этапами развития техники кинематографии и ее химико-фотографической базы. Важнейшие проблемы, обеспечившие научно-технический прогресс кинематографии и фотографии на протяжении истекших 50 лет, решались институтом в тесном контакте с производством — предприятиями кинопромышленности и смежных отраслей.

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО КИНЕМАТОГРАФА

Большой вклад в создание в нашей стране звукового кинематографа внес проф. П. Г. Тагер. Его первые теоретические (1926) и экспериментальные (1928) работы были выполнены еще до организации НИКФИ. В дальнейшем изобретатель советской системы звукового кинематографа П. Г. Тагер много лет успешно работал в НИКФИ. Он и руководимый им коллектив, в состав которого входили сотрудники НИКФИ А. Н. Качерович, А. И. Парфентьев и С. С. Шушарин, за разработку и внедрение методов фотографической записи звука кинофильмов в 1950 г. были отмечены Государственной премией СССР.

Первый промышленный усилитель для звуковых кинотеатров страны был разработан в 1931 году коллективом специалистов, в который вошли А. А. Хрущев и А. Ф. Векленко. Кроме того, ими сначала в НИИКС (с 1936), а затем в НИКФИ (с 1942) было выполнено большое число работ в области звукотехники, получивших широкое практическое применение на киностудиях, в кинотеатрах и театрах.

Вся звукотехническая аппаратура, которой оснащены и оснащаются кинотеатры и сельские киноустановки страны, была разработана коллективом, в который вошли также А. А. Бенедиктов, И. М. Болотников, Г. А. Волошин, Б. Г. Белкин, О. Г. Храбан. За создание двухполосной системы воспроизведения звука ее авторам — А. А. Хрущеву, И. М. Болотникову, А. С. Матвеенко и проф. В. В. Фурдуеву — в 1949 г. была присуждена Государственная премия СССР.

Работы НИКФИ (С. В. Марсов, В. К. Кушнарев) способствовали переходу киностудий в 1949 г. на магнитную запись звука кинофильмов.

Важное значение для научно-технического прогресса кинематографии имел комплекс работ, выполненных НИКФИ в области архитектурной акустики: исследование акустических характеристик помещений киностудий и кинотеатров, разработка методов акустических расчетов помещений (докт. техн. наук А. Н. Качерович. На их основе большое количество павильонов и тонателье киностудий, зрительных залов кинотеатров, киноконцертных залов, а также крупных помещений универсального назначения были сооружены в нашей стране и в социалистических странах.

Практическое значение имеют работы НИКФИ в области стереозвука. Первые экспериментальные исследования двухканального метода стереофонии для кинематографии выполнены НИКФИ в 1948—1949 гг. (проф. П. Г. Тагер, С. В. Марсов, А. И. Парфентьев, С. П. Жуковский). Затем были разработаны методы и аппаратура записи и воспроизведения стереозвука для систем широкоэкранного и широкоформатного кинематографа, получивших большое применение.

Специалистами института (А. А. Хрущев, И. М. Болотников, Б. Г. Белкин, проф. В. В. Фурдуев) в содружестве с промышленностью создана комплексная система акустического и звукотехнического оборудования больших залов многоцелевого назначения, впервые реализованная в Кремлевском Дворце съездов (1961). Эта работа удостоена Ленинской премии. Она получила дальнейшее развитие и реализована в сооружении больших залов многоцелевого назначения в крупных городах страны: Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Свердловске и других.

Важной в области звукотехники является комплексная: разработка и внедрение (1978—1979) нового поколения унифицированной звукотехнической аппаратуры для записи, перезаписи, озвучивания, электрокопирования кинофильмов.

Большое перспективное значение для дальнейшего развития звукового кинемато­графа имеют проведенные в НИКФИ в последние годы исследования в области стереофонии, автоматизированных систем управления процессами записи звука, записи, обработки и воспроизведения звуковых сигналов в цифровой форме (Б.Г. Белкин, С.В. Марсов, Г.К. Клименко, В. М. Горелик, В. А. Сырицо, М. В. Цыганков, К. В. Неверовский и др.).

Все крупные комплексные работы в области записи — воспроизведения звука в течение 1964-1978 гг. выполнялись под руководством к. т. н. А. А. Хрущева.

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦВЕТНОГО КИНЕМАТОГРАФА

С первых лет деятельности в НИКФИ проводились исследования процессов получения цветных изображений с целью создания цветного кинематографа.

Серьезным успехом была разработка группой специалистов (Н. Н. Агокас, А. Н. Иорданский, Ф. Ф. Проворов) двухцветного виражного способа получения цветных изображений. По этому способу были сняты полнометражные цветные кинофильмы «Карнавал цветов» (1935) и «Груня Корнакова» (1936 г.).

В 1937 г. НИКФИ совместно с киностудией «Мосфильм» была разработана технология и аппаратура гидротипного процесса изготовления цветных кинофильмов, основанного на съемке трех цветоделенных изображений (П. М. Мершин, А.Н. Иорданский, Н. С. Овечкис, Ф. Ф. Проворов, В. М. Фридман), и получения матриц на хромированной желатине. По этому способу изготовлены цветные кинофильмы «Лиса и волк», «Завещание», «Сказка о рыбаке и рыбке» («Мосфильм»), а в 1944 г.—«Иван Никулин — русский матрос» («Мосфильм»),

В течение 1933—1945 гг. в НИКФИ были проведены исследования и разработан субтрактивный процесс получения цветных изображений на многослойных пленках (Г. И. Арбузов, А. Н. Иорданский, К. Л. Мертц, Н. С. Овечкис, В. С. Чельцов). Эта работа заложила основы современного цветного кинематографического процесса и обеспечила в послевоенные годы возможность быстро и успешно освоить в широком промышленном масштабе производство цветных многослойных кинопленок и их химико-фотографическую обработку.

С 1947 года сначала на Шосткинском заводе химических реактивов, а затем на химическом заводе им. Куйбышева в Казани начался выпуск цветных кинопленок. В результате активной исследовательской деятельности НИКФИ, его филиалов в городах Казани и Шостке, а затем (с 1967 года) Госниихимфотопроекта качество цветных кинопленок непрерывно улучшалось. За 30 лет (1947—1977 гг) светочувствительность их возросла примерно в 10 раз.

Совершенствованию качества цветных кинопленок в значительной степени способствовали систематические исследования в области синтеза новых типов оптических сенсибилизаторов и цветных компонент, проводившиеся коллективом специалистов (Н. Н. Свешников, С. В. Натансон, З. П. Сытник, Б. С. Портная. Н. Ф. Турицына, Н. И. Широкова и др.) под руководством чл.-корр. АН СССР И. И. Левкоева.

Существенное улучшение качества цветного изображения кинофильмов (в отно­шении правильной передачи цвета) было достигнуто в результате разработки и про­изводственного освоения негативных и контратипных цветных кинопленок с маскиро­ванием в слое (А. Н. Иорданский. И. М. Килинский, С. А. Бонгард, В. С. Чельцов, В. В. Андреянов), выполненных НИКФИ и Шосткинским заводом химических реактивов (1962).

Наряду с цветными кинопленками НИКФИ совместно с промышленностью было разработано большое количество типов новой киноаппаратуры, обеспечившей переход кинематографии от черно-белого к цветному изображению. К их числу относятся киноосветительные приборы для киносъемок (Г. А. Голостенов, В. Г. Пелль), кинокопировальные аппараты для печати цветных кинофильмов (А. П. Иванов, Н. Д. Берн-штейн), фотоэлектрические приборы для чтения фонограмм цветных фильмокопий. Разрабатывались и совершенствовались процессы и оборудование для химико-фотографической обработки цветных кинопленок (проф. Н. И. Кириллов, С. М. Антонов, К. И. Мархилевич, А. П. Стрельникова, С. А. Анисимов, В. Б. Мунькин).

Создание комплекса технических средств цветного кинематографа позволило к 1950 г. выпустить цветные кинофильмы: «Каменный цветок», «Сказание о земле Сибирской», «Мичурин», «Кубанские казаки» и др.

Большое значение для успешного развития цветной кинематографии, создания необходимых для этого технических средств имеют работы, которые велись (проф. Н. Д. Нюберг) и ведутся по настоящее время НИКФИ в области теории фотографического цветовоспроизведения и систем сенситометрии цветных кинофотоматериалов и процессов (проф. Л. Ф. Артюшин, Г. С. Баранов, Н. С. Овечкис).

Параллельно с работами по развитию и совершенствованию цветного кинемато­графа, основанного на использовании многослойных цветных кинопленок, в НИКФИ совместно с Лабораторией обработки цветных фильмов (ЛОЦФ) систематически велись работы по созданию и совершенствованию гидротипного способа печати цветных кинофильмов (С. А. Бонгард, проф. Л. Ф. Артюшин, Н. С. Спасокукоцкий, Н. Ф. Семенова и др.), имеющего преимущества как по экономическим показателям, так и по устойчивости цветного изображения в процессе эксплуатации. В содружестве с промышленностью были разработаны для этого процесса кинопленки (С. А. Бонгард, Н. В. Пругло, М. И. Винницкая) и кинокопировальные аппараты (А. П. Иванов); организовано производство цветных фильмокопий по гидротипному способу на Ленинградской кинокопировальной фабрике, в ЛОЦФ и на химзаводе им. Куйбышева.

НИКФИ продолжает вести работы в области гидротипной печати цветных кинофильмов в перспективных направлениях: это создание бессеребряного процесса печати с целью экономии остродефицитного серебра; автоматизация процесса гидротипной печати с целью повышения производительности труда на кинокопировальных фабриках и др. Работы в области цветной кинематографии, проводимые в НИКФИ, с 1963 г. по настоящее время возглавляются к. х. н. С. А. Бонгардом.

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ

Первые работы в области стереоскопического кинематографа проводились в НИКФИ по анаглифичеокому методу (проф. Е. М. Голдовский, А. Л. Левингтон). Дальнейшие исследования процессов получения стереоскопических киноизображений проводились в двух более перспективных направлениях, основанных на поляризационном и растровом методах.

Впервые в СССР съемка и проекция экспериментального стереофильма в поляризованном свете была осуществлена в НИКФИ в 1938 г. (проф. Н.А. Валюс). Первый кинотеатральный показ двух коротких стереоскопических фильмов в поляризованном свете был осуществлен в 1940 г. В кинотеатре «Художественный» в Москве были показаны черно-белый стереофильм «Выходной день в Москве» и цветной стереоскопический ролик.

Растровый метод стереоскопического кинематографа (без использования очков) был изобретен в 1935 г. лауреатом Государственной премии СССР С. П. Ивановым, который до конца своей жизни (1972 г.) работал в НИКФИ. Первое демонстрирование стереоскопического кинофильма по растровому методу С. П. Иванова состоялось в г. Москве в кинотеатре «Москва» в 1941 г. На растровом экране размером 3×5 м (конструкция Б. Т. Иванова) демонстрировался стереокинофильм «Концерт», снятый на 35-мм кинопленке.

В 1947 г. в Москве был открыт кинотеатр «Стереокино», где стереокинофильмы демонстрировались на линзорастровом экране размером 3×4 м, состоящем примерно из 2000 линз (изобретен С. П. Ивановым в 1936 г.). В работах по созданию технических средств стереоскопического кинематографа активно участвовал к. т. н. Б. Т. Иванов, который в течение ряда лет руководил стереолабораторией.

Перспективные исследования по совершенствованию растрового метода были выполнены С. П. Ивановым и к. т. н. Л. В. Акимакиной в направлении развития процессов интегральной стереокиносъемки (1960—1965 гг.).

В 1966 г. НИКФИ в содружестве с киностудией «Мосфильм» была разработана система стереоскопического кинематографа «Стерео-70», основанная на использовании 70-мм кинопленки (к. т. н. А. Г. Болтянский, Н. А. Овсянникова).

НИКФИ продолжает работы в области стереоскопического кинематографа: обеспечивает весьма важную задачу — расширение практического использования поляризационного метода (по этой системе снято 10 полнометражных стереофильмов и открыто 10 стереокинотеатров) и одновременно с этим направляет усилия на создание систем стереокино, основанных на растровых методах, не требующих применения очков.

Работы, проводимые в НИКФИ в области стереоскопического кинематографа, возглавляются с 1964 г. по настоящее время проф. В. Г. Комаром.

СОЗДАНИЕ ТЕХНИКИ ШИРОКОФОРМАТНОГО И ШИРОКОЭКРАННОГО КИНЕМАТОГРАФА

Большое внимание в деятельности НИКФИ было уделено разработкам систем и технических средств широкоэкранного, широкоформатного и других типов кинематографа, проводимым в содружестве с производством до 1970 г. под руководством проф. Е. М. Голдовского, а с 1970 г. — проф. В. Г. Комара.

В 1956 г. в кинотеатре «Художественный» демонстрировался первый эксперимен­тальный широкоэкранный кинофильм «Илья Муромец».

С 1957 г. НИКФИ были начаты работы по созданию широкоформатного кинематографа, основанного на использовании кинопленки шириной 70 мм. К 1959 г. было создано основное оборудование, что позволило в 1961 г. на киностудии «Мосфильм» снять первый широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет». Широкоэкранный и широкоформатный кинематограф получил большое практическое применение в нашей стране.

Важное значение для пропаганды достижений советского народа в нашей стране и за рубежом имели работы НИКФИ по созданию систем панорамного, «кругорамного», вариоскопического и поликадрового кинематографа, которые успешно демонстрировались в советских павильонах на крупных международных и всесоюзных выставках: в Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970), а также в кинотеатрах Осло (1958 г.), Нью-Йорка и Парижа (1959 г.). Поликадровые фильмы по системе «Совполикадр» демонстрировались на кинофестивалях. Круговая кинопанорама, разработанная НИКФИ, пользовалась успехом на ВДНХ в Москве, а также в Праге.

В создании систем и комплексов технических средств новых видов и систем ки­нематографа ведущая роль принадлежит специалистам НИКФИ (Н. Д. Бернштейн, В. В. Петров, В. И. Омелин, Л. П. Иванов, И. Н. Осколков, Н. Я. Волосков, Г. Л. Ирский, Г. А. Голостенов, Т. В. Дербишер, Ф. С. Новик, А. А. Лапаури, Л. И. Сажин, В. В. Ильин, В. Б. Мунькин, В. С. Щекочихин, Г. Ф. Емельянов, Г. С. Бреннер и др.).

УЗКОПЛЕНОЧНЫЙ И МАЛОФОРМАТНЫЙ КИНЕМАТОГРАФ

С первых лет существования НИКФИ проводил исследовательские работы по со­зданию техники узкопленочной кинематографии, основанной на использовании 16-мм пленки.

Развитие узкопленочной и вообще малоформатной кинематографии было бы не­возможно без организации промышленного выпуска негорючей кинопленки в целях замены взрывоопасной пленки, выпускавшейся ранее на нитроцеллюлозной основе. Одним из больших достижений НИКФИ на начальном этапе становления института явилась разработка технологии и внедрение в 1933 г. на одной из фабрик невоспламеняющейся кинопленки на ацетатцеллюлозной основе (П.В. Козлов, Н.К. Кузяшинский). Это позволило уже в 1933 г. осуществить демонстрирование 16-мм фильмов на экраны значительной ширины — до 7 м (Е. М. Голдовский). В 1946 г. впервые получены 16-мм цветные фильмокопии фильмов, снятых на З5-мм кинопленку.

В 1932 г. был впервые освоен промышленностью немой узкопленочный, а затем в 1934 г. звуковой (16-ЗП) кинопроекторы, разработанные институтом (Н. Д. Бернштейн) в содружестве с Одесским «Кинап».

Кроме того, НИКФИ совместно с промышленностью разработаны кинокопировальпые аппараты для печати узкопленочных фильмокопий, создана техника (руководитель А. П. Иванов) и разработана технология производства малоформатных 8-мм фильмокопий.

В настоящее время институт развивает работы, направленные на повышение тех­нического и фотографического качества узкоформатных кинофильмов, создание кинопроекционной аппаратуры с повышенным световым потоком для обеспечения значительного расширения масштабов демонстрирования 16-мм кинофильмов.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И СОЗДАНИЯ КИНОФОТОМАТЕРИАЛОВ И МАГНИТНЫХ ЛЕНТ

Большой вклад внес НИКФИ в 1929—1966 гг. в разработку и освоение отечест­венной промышленностью технологии производства кипофотопленок как путем создания научных основ химико-фотографических процессов, так и разработкой многих сортов кинофотоматериалов и используемых в их производстве полупродуктов.

Под руководством чл.-корр. АН СССР К. В. Чибисова проведены обширные работы по теории синтеза фотографических эмульсий (Н. В. Макаров, В. С. Чельцов). С этими работами тесно связаны исследования как фотографической активности желатины (В. А. Бекунов, Н. В. Макаров, чл.-корр. АН СССР А. И. Рабинович, А. А. Титов), так и восприимчивости эмульсий к оптической сенсибилизации (Я. И. Бокиник, С. В. Натансон). Проведено изучение химизма формирования центров светочувствительности в кристаллах галогенидов серебра, и созданы теоретические основы их синтеза (акад. В. А. Каргин, И. М. Ратнер). Работы по исследованию природы светочувствительности и механизма процессов, протекающих при синтезе фотографических эмульсий, были удостоены Государственной премии (чл.-корр. АН СССР К. В. Чибисов, А. А. Титов, А. А. Михайлова). Под руководством чл.-корр. АН СССР И. И. Левкоева проведены работы по синтезу и изучению свойств оп­тических сенсибилизаторов (Н. Н. Свешников, С. В. Натансон).

Разработаны теория и технологические рекомендации по нанесению фотоэмульсии на движущуюся гибкую подложку (чл.-корр. АН СССР Б. В. Дерягин, С. М. Леви).

Под руководством проф. П.В. Козлова, а затем Е.К. Подгородецкого проведен обширный цикл исследований и технологических разработок по полимерным пленкам, используемым в качестве основы для кинофотоматериалов и магнитных лент.

ЛАУРЕАТЫ ЛЕНИНСКОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИЙ ЗА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ В НИКФИ

Лауреаты Ленинской и Государственной премий СССР: канд. техн. наук А. А. Хрущев; канд. техн. наук И. М. Болотников. Лауреат Ленинской премии, канд. техн. наук Б. Г. Белкин. Лауреаты Государственных премий СССР: докт. физ.-мат. наук, проф. К. С. Богомолов; докт. техн. наук А. И. Иорданский; докт. техн. наук А. Н. Качерович; канд. хим. наук А. А. Михайлова; А. С. Матвеенко; канд. хим. наук С. В. Натансон; канд. техн. наук А. И. Парфентьев; канд. хим. наук Н. Н. Свешников; Т. А. Стратонова; канд. хим. наук А. А. Титов; канд. хим. наук В. А. Уваров; канд. хим. наук В. С. Чельцов; чл.-корр. АН СССР, докт. техн. наук, проф. И. И. Левкоев, канд. техн. наук С. С. Шушарин

Группа научных работников Госниихимфотопроект, выполнивших в 30—50 гг в НИКФИ важные для развития кинопленочного производства научные исследования и разработки. Слева направо: нижний ряд: С. М. Антонов, Н. И. Кириллов, И. М. Ратнер, Ф. С. Шерман, Б. Н. Корыстылев; верхний ряд: К. Подгородецкий, Г. В. Авилов, В. А. Бекунов, В. Л. Зеликман

Научные работники НИКФИ, выполнившие важные для развития техники кинематографии научные исследования. Слева направо: нижний ряд – А Г. Болтянский, И. М. Фридман, Я. П. Цукерман, Ц. С. Арнольд, Л. И. Сажин, А. Ф. Векленко, Н. С Овечкис-верхний ряд-В. М Коростелнн И. Н. Алышев, Э. Д. Каценеленбоген, Г. С Баранов, И. Н. Осколков, С. А. Друккер, В. И. Омелин, Б. Т. Иванов.

Обширный комплекс перечисленных исследований послужил научной основой для разработок новых типов кинофотопленок, выполненных НИКФИ совместно с кинопленочной промышленностью. Создан весь ассортимент позитивных и негативных кинопленок, разработана технология их производства (А. О. Кондахчан, Н. В. Макаров, В. И. Успенский, В. Л. Зеликман) и обеспечено становление прочной химико-фотографической базы советской кинематографии. Следует отметить большой вклад в созда­ние отечественной кинопленочной промышленности А. Я. Груза, члена Правления «Союзкино» и управляющего Всесоюзным Фотохимтрестом (1931 —1937 гг.). Большая заслуга в развитии химико-фотографической промышленности ‘принадлежала члену Коллегии Министерства кинематографии СССР, начальнику Главкинопленки Б. Т. Толстогузову (1931 — 1949 гг.).

Наряду с разработкой пленок для кинематографии НИКФИ выполнял большой объем исследовательских и технологических работ в области фотоматериалов для различных отраслей народного хозяйства, обороны страны в годы Великой Отечественной войны и для исследовательских целей.

В начале тридцатых годов НИКФИ был разработан и выпускался ассортимент пластинок для спектральных исследований, комплекты рентгеноплейок для медицинских целей и рентгеноструктурного анализа, фотопластинок и фотопленок с фотографиче­скими слоями, очувствленными к разным областям видимого, инфра- и ультрафиоле­тового спектра (проф. В. Я. Михайлов, :Н. В. Макаров, В. Л. Зеликман, проф. К. С. Богомолов, чл.-корр. АН СССР И. И. Левкоев, проф. А. Ф. Вомпе, С. В. Натансон).

В конце сороковых годов в НИКФИ были впервые поставлены и решены задачи создания комплекта толстослойных фотоматериалов для ядерных исследований.

В начале пятидесятых годов под руководством НИКФИ стал осуществляться товарный выпуск этого комплекта, что способствовало развитию отечественных исследований в области ядерной физики, физики элементарных частиц и космического излучения (проф. К. С. Богомолов, В. М. Уварова, М. Ю. Дебердеев). В НИКФИ были также разработаны новые типы фотоматериалов для регистрации ультрафиолетового излучения, с успехом используемых во многих, в том числе уникальных, астрофизических экспериментах (В. М. Уварова).

Создание новых типов фотоматериалов для ряда очень важных областей народного хозяйства страны было высоко оценено Советским правительством, которое присудило трем группам работников НИКФИ Государственные премии. Так, Государственные премии были присуждены: за разработку новой рецептуры для фотопленок чл.-корр. АН СССР И. И. Левкоеву, С. В. Натансон и Н. Н. Свешникову; за разра­ботку нового типа фотоматериалов — А, Н, Иорданскому, В. С. Чельцову и В. А.Уварову; за разработку и внедрение комплекта фотоматериалов — группе работников ки­нопленочной промышленности и сотруднику НИКФИ — руководителю работ — проф. К. С. Богомолову.

Специалистами НИКФИ (под руководством С. М. Антонова, К. С. Богомолова, Н. И. Кириллова, Н. С. Овечкиса и В. И. Успенского) был разработан специальный фотографический процесс, успешно примененный при первых в истории съемках обратной стороны Луны. На основе результатов исследования релаксационных явлений в процессе пленкообразований была разработана технология производства ацетатцел-люлозных пленок для электроизоляционных целей, отличающихся малоусадочными свойствами (Б. Н. Коростылев, проф. П. В. Козлов, акад. В. А. Каргин). Специалисты НИКФИ приняли активное участие в разработке и освоении производства первых отечественных магнитных лент (Г. В. Авилов, С. В. Марсов, В. К. Кушнарев).

Исследования структурно-физических процессов формирования пленок из расплава полимера, изучение свойств полиэфирной основы и методы ее подслаивания (Б. Н. Коростылев, Р. А. Сорокина, проф. П. В. Козлов) способствовали освоению промыш­ленностью новых типов фотопленок и магнитных лент на полиэтилентерефталатной подложке.

После образования в 1966 г. ГосНИИХИМФотопроекта, в который передана разработка кинофотопленки и магнитных лент, НИКФИ принимает активное участие в этих работах путем всестороннего испытания и исследования фотографических и фи­зико-механических свойств кинопленок и магнитных лент, разработки технических требований к ним, отвечающих современным потребностям кинематографии. Продолжа­ется работа по совершенствованию ранее разработанных и созданию новых методов исследования и испытания свойств кинопленок (Л. И. Архипов, И. М. Фридман, Л. Ф. Артюшин, С. А. Бонгард, В. К. Кушнарев, Н. С. Овечкис, Г. С. Баранов, Л. К. Крупенин, Э. Д. Каценеленбогеп, М. Н. Герасимович, II. Ф. Семенова, М. Г. Мазырин).

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СЪЕМКИ КИНОФИЛЬМОВ

В области фильмопроизводства основные работы НИКФИ были направлены н совершенствование киносъемочного процесса.

Совместно с киностудией «Мосфильм» НИКФИ разработан ряд методов комбини­рованных киносъемок: метод рирпроекции, использующий проекцию на просветньй экран статического и динамического фона снимаемой сцены (А. Г. Болтянский); метод «блуждающей маски» (Б. Г. Горбачев, К. С. Богомолов, В. И. Омелин, А. К- Фейст); метод фронт-проекции. Разработана технология и аппаратура для съемок, а также специальный комплект пленок для метода «блуждающей маски».

Современная осветительная техника съемочных павильонов и натурных съемок в основном базируется на разработках НИКФИ, выполненных в содружестве с промышленностью и включающих создание портотивных высокоэффективных киноосветительны) приборов с прогрессивными источниками света — галогенными лампами накаливания, зеркальными, мощными (5, 10 кВт) прожекторными лампами накаливания (Г. А. Голостенов, В. Г. Пелль, Г. Л. Ирский, Т. В. Дербишер, А. Н. Лазарева, В. Е. Соколова). Развиваются работы по созданию киноосветительных приборов с наиболее эффективны­ми источниками света — газоразрядными металлогалогенными лампами.

Институтом были выполнены исследовательские работы по созданию систем и устройств электропитания и дистанционного управления приборов операторского освещения киностудий (И. Н. Осколков, Т. А. Тихменева, В. Б. Мунькин, С. А. Соколов). Результаты этих работ практически реализованы на киностудиях. Предусматривается дальнейшее совершенствование систем данного назначения.

В последнее время НИКФИ в содружестве с промышленностью создан и вво­дится в эксплуатацию передвижной аппаратурно-технологический комплекс для репортажных синхронных съемок.

Технология процесса дублирования звуковых кинофильмов, т. е. создание новой фонограммы кинофильма на другом языке, идентичной оригиналу, была разработана в НИКФИ.

Совместно с киностудией «Мосфильм» разработан и изготовлен «Атлас цветов и их воспроизведение в кинематографическом процессе» (Н. С. Овечкис), который предназначен для организации цвета в фильмопроизводстве.

Однако в области киносъемочной техники еще много нерешенных задач, на выполнении которых концентрируются усилия института.

В ближайшие годы должны быть завершены успешно проводимые работы по со­зданию передвижных аппаратурно-технологических комплексов для съемки игровых кинофильмов с использованием телевизионного визирования, магнитной видеозаписи и кодирования фильмовых материалов с целью автоматизации процесса монтажа кинофильмов (А. И. Поташников, А. В. Нисский, Г. К. Клименко). Ведется разработка комплекса технических средств для подводных съемок, отдельные элементы которого уже созданы и с успехом используются в практике киносъемок (Г. Ф. Емельянов).

Близки к завершению важные работы по созданию гироскопических систем стабилизации положения киносъемочного аппарата во время киносъемок (Ю. И. Меламед В. Б. Мунькин).

В настоящее время важнейшей задачей НИКФИ является создание вместе с КБ и заводами базовых моделей киносъемочных аппаратов для З5-.мм пленки — малошумных облегченных штативно-плечевого и ручного, которые по своим основным показателям (масса, уровень шума, удобство работы) отвечали бы современным требованиям, фильмопроизводства. Работы по совершенствованию важнейших элементов киносъемочных аппаратов (кинооптики, электроприводов и экспонометрических устройств), осуществляются как на основе ранее выполненных разработок (Ф. С. Новик, Е. И, Усышкин, С. А. Друккер), так и с использованием результатов новых исследований.

Важными являются задачи дальнейшего улучшения экономики и организации фильмопроизводства, которые должны решаться с учетом результатов выполненных и выполняемых НИКФИ работ (В.Г. Чернов).

ПЕЧАТЬ КИНОФИЛЬМОВ И ХИМИКО-ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА КИНОПЛЕНКИ

Институтом в содружестве с КБ и промышленностью создано большое число различных типов кинокопировальных аппаратов, широко применяемых на киностудиях и в кинокопировальной промышленности (А. П. Иванов, Б. В. Валуйский, И. Д. Бернштейн, С. В. Смирнов, М. Г. Шамштейн).

Разработана и внедрена в производство аппаратура и технология контратипирования цветных и черно-белых кинофильмов, в том числе с переводом из одного формата в другой, что обеспечило возможность массовой печати фильмокопий всех видов (К. Л. Мертц, Л. П. Крылов, А. П. Иванов, М. А. Ружанская, Л. А. Козырева, Н. Ф. Семенова). Осуществляется программа перевода парка кинокопировальной аппаратуры на аддитивный метод печати.

На базе исследований по совершенствованию технологии тиражирования кинофильмов (введение телевизионных методов установки света, получение «выравненных» контратипов, автоматизация сенситометрического контроля и др.) развернуты важные перспективные работы по созданию автоматизированной системы управления процес­сами печати и обработки фильмовых материалов с применением ЭВМ (проф. Л. Ф. Артюшин, О. И. Иошин, Б. А. Москалев и др.). Выполненные совместно с кинокопи­ровальными фабриками разработка и внедрение подсистем сенситометрического контроля и оптимизации экспозиционных условий печати обеспечивает повышение качества и сокращение сроков изготовления фильмовых материалов (В. В. Копытов, А. Б. Беркенгейм, А. И. Винокур, М. А. Ружанская).

Изучению процессов химико-фотографической обработки экспонированных кинофотоматериалов НИКФИ уделял существенное внимание с самого начала своего существования.

В институте исследовались и разрабатывались рецептура обрабатывающих растворов, режимы и регламенты обработки всех типов кинопленок (С. М. Антонов, Я. И. Цукерман, Н. И. Кириллов, К И. Мархилевич), методы утилизации серебра из фиксажных растворов и промывных вод (Н. И. Кириллов) и др., послужившие основой создания промышленной технологии для лабораторий киностудий и кинокопировальных фабрик.

Значительные научные исследования проведены НИКФИ в области методов оцен­ки качества кинематографического изображения (Е. М. Голдовский, В. Г. Комар, Л. Ф. Артюшин, Н. С. Овечкис, В. В. Раковский).

Работы по совершенствованию технологических процессов обработки продолжаются, причем в последнее время они сосредоточиваются на создании стабильных кру­говых и малоотходных процессов, сокращении расхода химикатов и воды, предотвра­щении загрязнения окружающей среды (Г. В. Воличко, И. Г. Абидина, В. Н. Шевякина, Е. Г. Шейнис).

Большое практическое значение имеет дальнейшее развитие работ по созданию высокопроизводительных эффективных проявочных машин фрикционного типа, обеспечивающих улучшение качества химико-фотографической обработки кинопленки (Ф. А. Розенталь, П. А. Виноградова, С. Ф. Пидорченко).

Важные работы ведутся также в области экономики и организации производства кипокопировальной промышленности (М. М. Дымич), которые должны развиваться с использованием электронно-вычислительной техники.

ТЕХНИКА КИНОСЕТИ И КИНОПРОКАТА

Работы по созданию техники киносети были в центре внимания с первых лет дея­тельности НИКФИ (и вначале НИИКС).

Большие заслуги в создании более совершенной аппаратуры для кинотеатров и сельских киноустановок принадлежат В. В. Петрову, который осуществлял инженер­ное руководство киномеханической промышленностью, а в более поздние годы много лет руководил кинопроекционной лабораторией НИКФИ.

Вся основная киноаппаратура, используемая в огромной киносети нашей страны как в городах, так и в селах — кинопроекторы, звуковоспроизводящая аппаратура, электропитающие устройства и средства автоматизации процессов демонстрирования кинофильмов — создана на основе разработок института, которые выполнялись на уров­не мировых достижений.

Для улучшения качества демонстрирования кинофильмов и повышения технико-экономической эффективности огромное значение имели проведенные преобразования:

перевод киноустановок с угольной дуги на газоразрядные ксеноновые лампы (в настоящее время уже более 60% киноустановок работают на этих прогрессивных ис­точниках света)
внедрение в наиболее крупных аудиториях (Кремлевский Дворец съездов и др.) универсальных кинопроекторов со сверхмощными угольными дугами высокой интен­сивности, с воздушным дутьем
повышение светового потока портативных 35-мм киноустановок для сельской киносети, перевод их на широкоэкранный показ фильмов и автоматизацию
автоматизация процесса проекции кинофильмов в основной массе кинотеатров
перевод киносети на пластмассовые экраны
Оснащение киноустановок контрольно-измерительными приборами (яркомеры, люксметры, диагностические и др. приборы) и контрольными фильмами
Все эти преобразования были осуществлены в результате большой работы, выполненной специалистами НИКФИ в содружестве с промышленностью (В. В. Петров, Г. Л. Ирский, А. М. Болоховский, Г. А. Голостенов, Г. В. Дербишер, В. С. Щекочихин, Н. Я. Волосков, Р. А. Наркевич, Л. И. Сажин, В. Б. Мунькин, П. И. Мохов, С. А. Друккер, В. А. Болдырева, Г. 3. Черниловская, Л. Н. Беляева).

Вновь создаваемые унифицированные комплекты киноаппаратуры для киносети, которые прошли успешную эксплуатационную проверку, обеспечивают возможность перехода техники киносети на более высокий уровень качества показа фильмов. Задача заключается в завершении и доведении этой комплексной разработки до широкой практической реализации.

Должны быть продолжены и развиты работы по созданию системы и технологии средств полной автоматизации работы кинотеатров, включая продажу билетов и пропуск зрителей в кинотеатр.

Особое внимание должно быть уделено НИКФИ организации большого комплекса работ по созданию новой техники и технологии для кинопрокатных организаций, где технические средства не отвечают современному уровню.

Большие задачи стоят также перед НИКФИ в области коренного улучшения организации и управления киносетью и кинопрокатом на основе использования электронно-вычислительной техники. Указанные работы должны проводиться с учетом уже выполненных в НИКФИ исследований в области киносети (Ю. А. Калистратов, В. Г. Чернов, А. А. Анашкин, Т. А. Сырников).

ПРОДЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ЖИЗНИ КИНОФИЛЬМОВ, ИХ РЕСТАВРАЦИЯ И ДОЛГОВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ

Работы по повышению эксплуатационного срока службы фильмов, их реставрации и долговременному хранению проводились НИКФИ с 1942 г. Были исследованы физико-механические свойства многослойных пленочных систем, состоящих из желати­нового слоя и слоев из эфиров целлюлозы и синтетических полимеров (И. М. Фридман), проведено изучение физико-механических свойств желатины и установлены способы их модификации (Ж. Ф. Мотенева, Г. И. Бурдыгина, И. М. Фридман, проф. П. В. Козлов). В последнее время проведены обстоятельные работы по установлению методов прогнозирования эксплуатационной службы фильмовых материалов (В. Е. Алмазов, И. М. Фридман). Разработаны методы и сконструирован комплект приборов для контроля физико-механических свойств фильмовых материалов (М. Г. Мазырин, А. И. Серебренников, М. Б. Меерзон).

Проводились исследования процессов старения черно-белых и цветных фильмовых материалов, и на основе изучения закономерностей изменения их свойств разработаны условия долговременного хранения таких материалов. Подробно изучено состояние черно-белых фильмов, хранившихся различные сроки (до 50 лет) в разнообразных температурно-влажностных условиях, и на основании этого разработана технология долговременного хранения фильмовых материалов. Следует отметить важную работу по реставрации и консервационной обработке Ленинских кинофотодокументов, проведенной НИКФИ совместно с Институтом Маркса—Энгельса—Ленина при ЦК КПСС (Ю. И. Букин, Т. Н. Михельс, И. Г. Абидина, Л. П. Мельникова, Н. И. Мамонтова и др.).

В результате многолетних научных и технолопических исследований и разработок НИКФИ совместно с промышленностью создана аппаратура, технология и система защитно-реставрационной обработки и хранения фильмовых материалов, охватывающая киностудии, кинокопировальные фабрики и разветвленную сеть кинопроката и фильмохранилищ. В настоящее время развиваются работы по созданию более совершенных синтетических защитных покрытий, обеспечивающих значительное увеличение срока службы фильмокопий.

НАУЧНЫЙ ПОИСК ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫХ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Кинотехника и киноискусство органически связаны между собой, что обусловливает взаимное диалектическое развитие этих двух сторон единого комплекса. Направления исследований в области кинотехники должны отвечать современным тенденциям развития киноискусства.

Этой закономерностью определяются такие важнейшие направления улучшения кинематографического процесса, как повышение фотографического качества изображения, повышение качества звука, улучшение передачи пространства и движения, расширение художественно-выразительных возможностей кинематографа.

Научно-исследовательская деятельность НИКФИ, обеспечивающая научно-технический прогресс кинематографии, направлена прежде всего на решение перспективных задач, определяемых главной закономерностью развития кинематографа и кинотехники — стремлением к неуклонному приближению условий восприятия в кинематографе к естественным условиям восприятия в жизни.

Одной из наиболее важных областей научной деятельности НИКФИ является по­иск принципиально новых кинематографических процессов.

Большое перспективное значение имеют работы, направленные на создание системы электронного кинематографа, в котором вместо киносъемочных аппаратов используются телевизионные камеры и видеомагнитофоны, а вместо кинопленки — магнитная видеолента. Электронный кинематограф имеет следующие преимущества: бесшумность съемочной аппаратуры, лучшие цветофотографические характеристики процесса, более широкие возможности для комбинированных съемок, электронный монтаж фильмов.

С развитием телевизионной и электронной техники, повышением разрешающей силы передающих телевизионных трубок и видеомагнитофонов работы в области электронного кинематографа в будущем должны быть направлены на создание комплекса технических средств. В настоящее время ведутся работы сто созданию отдельных элементов этого комплекса: системы перевода киноизображения с магнитной ленты на кинопленку, системы комбинированных съемок с использованием телевизионных средств и др.

По мере разработки аппаратуры для проекции цветных телевизионных изображе­ний на большие экраны должен быть создан комплекс технических средств для кинотелевизионных театров, где наряду с кинофильмами будут демонстрироваться телевизионные программы.

Важное значение имеют проводимые в НИКФИ поисковые исследования цифро­вых методов обработки и передачи киноизображения (Л. Ф. Артюшин, Б. А. Москалев). Первоначально должны быть решены задачи преобразования более простых, мультипликационных изображений. Создание экспериментальной системы на базе электронно-вычислительной машины для производства мультипликационных фильмов — актуальная задача на ближайшие годы.

Интересные перспективы имеют проводимые в НИКФИ работы в области голографических процессов с целью их использования в кинематографии. Достигнуты не­которые результаты, наиболее важными из них являются следующие:

— разработан процесс получения статических объемных голографических изображений, по своему качеству значительно превосходящих обычные фотографические изображения;

— разработаны принципы осуществления голографического кинематографа с цветным объемным изображением, которые экспериментально проверены путем съемки короткого голографического фильма и его проекции впервые в мире (1976 г.) на голографический экран (В. Г. Комар, Г. А. Соболев, О. Б. Серов).

Продолжение научных исследований с целью создания системы голографического кинематографа, обладающего более широкими выразительными возможностями и име­ющего высокие технико-экономические показатели, является важной перспективной задачей НИКФИ.

СОДРУЖЕСТВО НИКФИ С ПРОИЗВОДСТВОМ. СВЯЗИ НИКФИ С НАУЧНЫМИ СОВЕТСКИМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Важным условием успешной деятельности НИКФИ является тесная связь науки с производством, изучение насущных нужд киностудий, кинокопировальных предприятий, киносети, обязательное доведение научно-исследовательских работ до конкретных аппаратурных и технологических решений и внедрение их в производство, в практику.

На всем протяжении 50-летней деятельности НИКФИ тесно связан со многими научными и производственными организациями страны, как в системе кинематографии, так и за ее пределами. Успешные результаты в работах НИКФИ достигались благодаря тому, что эти работы выполнялись Институтом в тесном содружестве с киносту­диями, кинокопировальными предприятиями, организациями киносети, с конструкторскими бюро и заводами кинотехнической промышленности и смежных отраслей, а также с кинопленочными предприятиями.

Следует особо отметить плодотворные связи НИКФИ с киностудиями «Мосфильм», им. М. Горького, ЦСДФ, «Ленфильм», им. А. П. Довженко, «Центрнаучфильм» и др. Плодотворное сотрудничество НИКФИ с Научно-производственным объединением «Экран», Самаркандским заводом «Кинап», с ЛОМО (ранее заводом «Ленкинап»), с «БЕЛОМО», МЭЛЗ, ВНИИИС и др., с кинокопировалыгыми предприятиями производ­ственного объединения «Копирфильм» Госкино СССР. В тесном контакте работает НИКФИ с институтами «Гипрокино» и ЛИКИ, Госниихимфотопроект и Казниитехфотопроект, а также с заводами химико-фотографической промышленности в Казани и Шостке.

НИКФИ из года в год укрепляет свои научно-технические связи с кинотехническими организациями социалистических стран, проводя совместные исследовательские работы в области техники кинематографии.

НИКФИ является авторитетной научной организацией в области кинотехники на международной арене. Институт является членом Международного Союза кинотехнических ассоциаций (УНИАТЕК), систематически участвует в научно-технических конференциях, проводимых во многих странах: Американским обществом инженеров ки­но и телевидения, Британским обществом работников кино, телевидения и звука и др. Специалисты НИКФИ неоднократно выбирались Почетными членами упомянутых обществ. Институт активно участвует в работе международных организаций по стандартизации ИСО и МЭК.

Госкино СССР. Труды НИКФИ. Вып.97. М., 1979.