Голдовский Евсей Михайлович

7 (20) января 1903 – 27 ноября 1971

Евсей Голдовский, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, почетный член Международного союза технических кинематографических ассоциаций UNIATEC – тот, чьими трудами была создана с нуля отдельная наука – кинотехника, обеспечившая фундамент для создания в нашей стране мощной, современной базы кинопроизводства и кинопроката.

Случилось так, что начало научной деятельности Голдовского совпало с началом становления советской кинематографии. В 1924 году молодой инженер Евсей Голдовский, только что окончивший электропромышленный факультет Московского института народного хозяйства, получает приглашение преподавать курс кинотехники для студентов операторского факультета Государственного техникума кинематографии, где в то время учились будущие коллеги Евсея Михайловича, Григорий Комар – основоположник стереоскопического кинематографа, например. В техникуме, преобразованном в 1929 году в Государственный институт кинематографии, Голдовский организовал кафедру кинотехники и до конца жизни ее возглавлял.

Постоянное общение с мастерами отечественного кино и кинематографической молодежью во многом влияли на выбор направлений научной деятельности Голдовского. Поэтому сфера его исследований походила на запросы кинематографической практики; также он занимался открытием новых путей развития кино как зрелища и вида искусств.

Соединение научной работы с преподаванием в гуманитарном ВУЗе выработало у Е.М. Голдовского ясный язык его лекций, научных отчетов, книг, статей и монографий. Все его работы (свыше 200 научных работ и 75 книг) излагают сложные технические вопросы живым и гибким литературным языком, благодаря чему, они были доступны всем, кто интересовался вопросами техники, а не только специалистам. Своими работами Евсей Голдовский популяризовал историю и новейшие достижения кинотехники.

В начале 1920-х, на смену интуитивному и ремесленному производству кино и кинотехники приходят точные расчеты, опытные разработки, единые требования и стандарты. В этот период, в СССР не было никаких научных киноразработок и вся кинотехника ввозилась из-за границы. Руководство страны решила изменить ситуацию и поставило цель кинонауке: создать собственную кинотехническую промышленность. Евсей Михайлович Голдовский тогда стал одним из первых, начавших систематические и комплексные исследования в области кинотехники. Первым результатом его работы стала книга, появившейся в 1926 году, «Освещение киноателье». Этот труд служил учебным пособием для студентов и технических работников киностудий, а также определил техническую политику как в оснащении студий осветительной аппаратурой, так и в направлении технических разработок будущих отечественных осветительных приборах. Голдовский стал постоянно сотрудничать с крупнейшими киностудиями страны «Союзкино» и «Межрабпомфильм» в качестве консультанта по киноосвещению.

Под конец двадцатых годов научные и конструкторские разработки во всех областях кинотехники бурно активировались. Большая их часть концентрировалась в созданном в 1929 году Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ), а Е.М. Голдовский являлся одним из его организаторов. Здесь он проработал тридцать лет, руководил лабораторией электротехники и возглавлял научную работу института.

По приходе на рубеже 30-х годов звука в кино и появление панхроматических пленок обязали пересмотреть всю номенклатуру осветительной техники того времени. В книге «Новейшая осветительная аппаратура для звукового кино», вышедшей в 1932, Голдовский проанализировал возможности использования осветительных приборов при синхронных съемках на панхроматическую пленку, что в дальнейшем обосновало производство отечественного киноосветительного оборудования.

В 1935 году Голдовского отправили в Западную Европу для участия в праздновании сорокового года со дня рождения кинематографа, но основной целью командировки было знакомством с иностранной кинотехникой. Поездка увенчалась журнальными публикациями, книгой «Кинотехника Европы» и научной биографией Луи Люмьера, с кем он встречался и разговаривал будучи во Франции.

Инженерная эрудиция во всех вопросах кинотехники выдвинула Евсея Голдовского на должность главного инженера Главного управления по делам кинематографии (ГУК) при СНК СССР, где он координировал работы по выпуску первых отечественных изделий техники для кинопроизводства ,одновременно занимаясь научными исследованиями.

В марте 1938 года в своем рабочем кабинете Е.М. Голдовский был арестован и обвинен в намерении отравить советское руководство парами ртути (за несколько месяцев до ареста, в проекционной кремлевского кинозала при замене была разбита ртутная лампа). Чудесным образом спустя пять месяцев его освободили. По словам дочери Марины Голдовской (кинорежиссера-документалиста, доктора искусствоведческих наук и профессора киношколы университета Южной Калифорнии с 1995 года), он вернулся домой без зубов, но с бессонницей, преследовавшей его всю жизнь.

Голдовский возвращается к работе, и уже в 1939 вышли в свет книга «Физические основы кинотехники». Такого исследования о природе кинематографа до этого не существовало ни на русском, ни на других языках.

По инициативе Е.М. Голдовского в начале 40-х годов в СССР начался выпуск нового типа ламп для съемок – зеркальных. Результаты исследований в этой области использовались при проектировании и выпуске нескольких поколений отечественной осветительной техники.

В самом конце 40-х и начале 50-х, в связи с тридцатилетием отечественной кинотехники, Е.М. Голдовский показал себя историком и исследователем ее развития. Три его книги были изданы за два года – «Тридцать лет кинотехнической науки в СССР», «Советская кинотехника», «30 лет советской кинотехники». В них Голдовский собрал уникальные материалы, и до сих пор эти работы остаются наиболее полными источниками исторической информации по всем разделам отечественной кинотехники.

Для студентов киновузов Голдовский, в более пожилом возрасте, кроме нескольких учебных пособий, написал целую серию брошюр об актуальных проблемах этапов развития того времени.