Артюшин Лев Фёдорович

ЛЕВ ФЁДОРОВИЧ АРТЮШИН – выдающийся ученый с мировым именем, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор, является признанным классиком теории цвето-воспроизведения в репродукционных процессах фотографии, кино, полиграфии.
ЛЕВ ФЁДОРОВИЧ – участник Великой отечественной войны, пошел добровольцем на фронт после 9-го класса. Воевал на Волховском фронте, форсировал Днепр, демобилизован после ранения. Награжден Орденом Красной Звезды, многими боевыми наградами.

По окончании войны в 1945 году Л.Ф.Артюшин поступил на кинооператорский факультет ВГИК. В качестве оператора-постановщика участвовал в съемках фильма «Солдаты» (реж. А.Алов и В.Наумов), до-кументальных фильмов «Скульптор Коненков» (реж. А.Алов) и «Москва комсомольская» (реж. В.Дорман). После защиты диплома начал работать в НИКФИ и поступил на механико-математический факультет МГУ. Фундаментальная математическая подготовка в сочетании с опытом операторской работы позволили ему в скором времени занять ведущее положение в НИКФИ, отечественном и международном научном сообществе.

ЛЕВ ФЕДОРОВИЧ внес огромный вклад в создание отечественного цветного кинематографа. Он участвовал в разработке первых комплектов цветных маскированных кинопленок, создавал технологию массовой гидротипной печати фильмокопий, руководил разработкой и внедрением в аддитивного способа печати, первых цветоанализаторов, автоматизированных систем управления технологическими процессами печати и обработки фильмовых материалов. Практическая работа шла параллельно с развитием теории цветофотографических процессов и основывалась на ее результатах. Дубликационная теория цветовоспроизведения, основы которой были заложены Н.Д.Нюбергом, приобрела в работах ЛЬВА ФЕДОРОВИЧА классическую завершенность и была распространена на все технологические процессы обработки изображений в фотографии, кинематографии и полиграфии. Системный подход, примененный им при разработке теории, лежит в основе всех последующих работ в области кинематографа и полиграфии. На основе этой же теории под руководством Артюшина были созданы первые системы электронной цветокоррекции – копировальные аппараты поэлементной печати, программируемые цветокорректоры, цветоанализаторы.

В 90-е годы, используя созданную им динамическую адаптационную теорию цветового зрения, Л.Ф.Артюшин исследует особенности визуального восприятия изображений в системах аддитивного синтеза, закладывая основы теоретического анализа цифрового кинематографа.
ЛЕВ ФЕДОРОВИЧ является основателем и в течение нескольких десятилетий лидером оригинальной отечественной школы цветовоспроизведения. Он подготовил десятки кандидатов и докторов технических наук. Многие годы ЛЕВ ФЕДОРОВИЧ преподавал в Московском полиграфическом институте. Его ученики и ученики его учеников применяют полученные знания и навыки, работая на кинематографических и поли-графических предприятиях всего Советского Союза. Его книги «Основы воспроизведения цвета», «Цвето-ведение для полиграфистов», «Цветоведение», «Справочник кинооператора» остаются уникальным и наиболее полным источником теоретических и практических знаний в различных областях технического и художественного цветовоспроизведения. По заказу Министерства культуры РФ он принимал участие в ра-ботах по созданию учебной научно-технической литературы для производства кино-, видео- и телевизионных фильмов.