НИКФИ / НИКФИ / Новости / SIGGRAPH 2016

SIGGRAPH 2016

С 24 по 28 июля 2016 г. в Анахайме, США, состоялась крупнейшая ежегодная международная конференция по компьютерной графике и интерактивным технологиям SIGGRAPH 2016. В работе конференции приняли участие директор НИКФИ А.В. Кучеренко и заместитель директора С.Ю. Подлесный.

Состоялась встреча с известным американским режиссёром Оливером Стоуном. Обсуждались перспективы новых технологий в кинематографе, сотрудничества режиссёра с Россией. Проведены переговоры с научно-техническим советом Академии киноискусства и науки («Оскар») при участии управляющего директора Энди Мальца и руководителя отдела операторских технологий Александра Форсайта. В ходе переговоров обсуждались технологические и организационные аспекты внедрения системы цветокодирования ACES в технологический процесс архивирования кинофотодокументов.

Основное внимание на конференции уделялось технологиям виртуальной реальности. В научных докладах, панельных дискуссиях, продуктовых демонстрациях и выставочных стендах обсуждались и демонстрировались как передовые исследования, так и современное состояние производства оборудования и контента для виртуальной реальности как нового вида зрелищ. 

Наибольший интерес в ходе работы конференции вызывает процесс поиска новаторских режиссёрских подходов при создании фильмов и музейных инсталляций для демонстрации с помощью шлемов виртуальной реальности. Так, компания Google представила полнометражный мультипликационный фильм «Pearl» снятый оскароносным аниматором Патриком Осборном.  Создатели фильма поделились своими находками в области технологии круговой стереоскопической анимации, художественными приёмами, специфичными для виртуальной реальности и режиссёрскими приёмами организации кадра и удержания внимания зрителя в зоне действия фильма при том, что зритель имеет возможность неограниченного перемещения в виртуальном пространстве. В качестве примера удачной музейной инсталляции можно привести работу бразильских учёных под руководством доктора Регис Коппер, воссоздавших в форме приложения для шлемов виртуальной реальности археологические раскопки в районе Итапева под Сан Паоло. Инсталляция  отличается высочайшим качеством графики, богатым познавательным материалом, продуманными средствами интерактивного взаимодействия со зрителем.

На выставке, сопутствующей конференции SIGGRAPH, было представлено большое количество устройств для демонстрации программ виртуальной реальности, таких как очки, шлемы и специальные костюмы с тактильной обратной связью. Вероятно, наиболее совершенным на сегодняшний день является комплект HTC Vive, состоящий из высококачественного стереоскопического дисплея-очков, двух сканирующих лазерных излучателей и двух манипуляторов. Комбинация лазерных излучателей и акселерометров/гироскопов, встроенных в очки и манипуляторы, позволяет точно позиционировать положение головы и рук зрителя в пространстве площадью до 12,5 м2.

Из представленных на SIGGRAPH 2016 цифровых камер для съёмки кругового стереоскопического видео выделялась камера OZO производства Nokia. Эта прецизионная синхронизированная сборка из 8 объективов и 8 направленных микрофонов предназначена для профессионального создания программ виртуальной реальности с параметрами разрешения 2К х 2К для каждого глаза, 30 кадров в секунду. Большим преимуществом камеры OZO является запись пространственно локализованного звука и комплектация программным обеспечением для управления камерой, предпросмотра в процессе съёмки, пост-производства и потоковой передачи программ виртуальной реальности в реальном времени.

В научных докладах конференции наибольшее внимание уделено вопросам производства анимационного кино: фотореалистичный рендеринг трёхмерных сцен, захват движения тела и мимики актёров, трёхмерное моделирование, пластическая деформация и искривление тел при анимации. Активно обсуждались также вопросы создания спецэффектов и визуализации физических процессов (водные поверхности, текстуры тканей, шерсти и проч., эффекты освещения) для кино.

Традиционно, в зоне внимания НИКФИ находятся технологии демонстрации кинофильмов в больших залах. В работе, представленной Вайцмановским институтом, предлагается развитие идеи безочкового стереопоказа на основе растрового экрана. Вместо отображения многоракурсного изображения, покрывающего весь диапазон углов обзора экрана, предложен способ отображения небольшого диапазона ракурсов для каждого кресла. Это достигается путём размещения двух наборов параллаксных барьеров перед стандартным экраном. В работе университета Британской Колумбии описан способ проекции контента с большим динамическим диапазоном (HDR) с высокой яркостью с помощью динамической фазовой модуляции. В работе Коутаки (университет Кумамото) предложен способ проекционного стереопоказа, в котором для устранения эффекта мерцания применяются активные очки с плавно изменяющейся проницаемостью. Это позволяет также демонстрировать более двух ракурсов.

Участие в конференция SIGGRAPH 2016 позволило выявить новые перспективные направления для исследований НИКФИ в области новых видов зрелищ и специальных мультимедийных систем. Существующие на рынке шлемы и очки виртуальной реальности имеют ряд недостатков в области восприятия, утомляемости зрителя, безопасности перемещения. Программные продукты для моделирования природных явлений и спецэффектов недостаточно производительны, и между запуском симуляции и возможностью оценки результата режиссёром проходят сотни часов. Активное освоение технологии круговой съёмки требует наличия круговой микрофонной решётки для записи пространственного звука. Во всех этих областях НИКФИ имеет значительный потенциал для разработки инновационных продуктов.

04.08.2016

\"Яндекс.Метрика\"