НИКФИ / НИКФИ / Новости / О ходе реорганизации НИКФИ

О ходе реорганизации НИКФИ

С весны этого года Научно-исследовательский кинофотоинститут работает в качестве филиала киностудии имени Горького. Первый в России Многофункциональный кинематографический центр объединил кинопроизводство и кинотехническую науку.

В результате отечественный кинематограф получил новые возможности развития. Кино для детей предъявляет особые требования к качеству изображения, звука, спецэффектов. Нужен комплексный и системный подход, который сформулирован и уже реализуется на практике. Ведь индустрия – это когда качество выпускаемого продукта стабильно выше среднего уровня.

Перспективность такого подхода подтверждается мировым опытом. Так, корпорация Уолт Дисней с 2008 года включила в свой состав сеть исследовательских центров, связанных с ведущими университетами США и Западной Европы. Disney Research занимается научно-технологическими разработками в интересах кинопроизводства и тематических парков, принадлежащих компании. Среди направлений исследований как классические: акустика, оптика, технологии записи и воспроизведения киноматериалов, так и новейшие цифровые методы кинопроизводства – компьютерная анимация, автоматизированный киномонтаж, искусственный интеллект и анализ данных.

Присоединение НИКФИ к киностудии им. Горького способно принести значительный синергетический эффект. Киностудия получла в свое распоряжение уникальные разработки НИКФИ в области кинопроизводства.

Благодаря организационной и финансовой поддержке Минкультуры уже сейчас НИКФИ успешно развивает следующие проекты:

Проект «Тифлокомментирование» - пионер на отечественном рынке. Разработаны типовые решения и изготовлены образцы комплексов для демонстрации на большом экране цифровых фильмов с тифлокомментарием и сурдосубтитрами. Специалистами НИКФИ дооборудован московский кинотеатр «Иллюзион». При поддержке Российского военно-исторического общества для показа инвалидам по зрению и слуху подготовлены такие фильмы, как «Белое солнце пустыни», «Баллада о солдате», «Белорусский вокзал» и другие. Начат их регулярный показ.

Еще одна область безусловного приоритета НИКФИ – технологии электроакустики. Это разработка и создание современных, высококачественных образцов акустического оборудования отечественного производства: студийных микрофонов, громкоговорителей, устройств обработки звуковых сигналов. Образцы зарубежного производства имеют необоснованно высокую стоимость. При этом оборудование не всегда отвечает требованиям телевидения и киноотрасли в полной мере.

В настоящий момент к серийному производству готовится профессиональный конденсаторный микрофон, предназначенный для записи и передачи звука в сложных акустических условиях. К разработке есть интерес. Недавно созданный в ВГТРК центр, занимающийся программой импортозамещения, готов принять участие в опытной эксплуатации микрофонов на базе телерадиокомпании и, в дальнейшем, использовать их как основные в производстве телепрограмм и для обучения и повышения квалификации сотрудников.

Перед НИКФИ также поставлена амбициозная цель опережающего развития в области цифровых технологий кино. В недавно созданной лаборатории цифровой обработки изображений ведутся исследования по распознаванию образов на основе алгоритмов машинного обучения, анализа данных и искусственного интеллекта. Технология имеет важное практическое значение и позволяет оснастить цифровые видеоархивы средствами поиска, фильтрации нежелательного контента и защиты авторских прав. И здесь специалисты НИКФИ тесно сотрудничают с ВГТРК.

Создаваемая инфраструктура и кадровый задел позволяют развивать такие направления, как повышение качества отснятых кинофильмов и конвертация кинофильмов в формат 3D. Мы также рассчитываем на кооперацию с киностудией им. Горького в области создания цифровых спецэффектов и компьютерной анимации при производстве новых кинофильмов. Готовы также предложить киностудиям перспективные исследовательские проекты в области автоматического монтажа. По самым скромным оценкам, эти технологии способны резко сократить стоимость производства сериалов, а возможно, и привести к созданию принципиально нового жанра кино.

Большой потенциал и у других разработок НИКФИ.

В первую очередь стоит отметить стереосъемку в сверхвысоком разрешении на цифровую матрицу. В основе – всемирно известная технология «Стерео-70», опередившая своё время. Она позволяет отказаться от громоздких и неудобных установок из двух камер, исключить технический брак и дает киностудиям инструментарий создания качественного контента при существенно меньших трудоемкости и стоимости. Это не только практическая реализация импортозамещения, но и возвращение российскому стереокинематографу того почетного места, которое он занимал ещё несколько десятилетий назад.

Для ускорения работ и повышения эффективности внедрения предлагаю рассмотреть возможность финансирования создания всероссийского центра проката и сервисного обслуживания отечественных стереокамер, а также центра обучения стереографии.

Есть направления работы, которые невозможно вести без участия государства. Стандартизация и техническое регулирование в киноотрасли – крайне важное направление деятельности. После принятия Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании», из перечня документов, используемых на территории Российской Федерации, исключены отраслевые стандарты в области киноиндустрии. Это делает невозможным государственный контроль соответствия кинематографической продукции требованиям по безопасности и качеству.

НИКФИ способен реализовать политику государства в области метрологии и стандартизации кино. Мы ведем технический комитет 015 «Кинематография» Госстандарта России, являемся полномочным представителем Российской Федерации в Международной организации по стандартизации (ИСО) в технических комитетах «Кинематография» и «Фотография», являемся постоянно действующим национальным рабочим органом Международной электротехнической комиссии (МЭК) в техническом комитете «Аудиовизуальные системы и оборудование мультимедиа».

Нами подготовлен перспективный план разработки национальных стандартов и адаптации международных стандартов в области кинематографии. Считаю, что необходимо найти возможность восстановить финансирование работ по стандартизации в нашей отрасли.

Объединение с киностудией сокращает дистанцию между наукой и кинопроизводством. Вместо абстрактных теоретических постановок задач реализуется востребованная пользователями система с ясным потенциалом коммерциализации. Перечень проектов постоянно расширяется.

Однако, наличие передовых отечественных  технологий, готовых к внедрению, ещё не гарантирует успех. Есть много примеров, когда отличные идеи не востребованы рынком из-за неумения их использовать. 

Первые отечественные стереофильмы, демонстрировавшиеся в Москве в 40-х годах прошлого века, и фильмы, снятые позднее по системе «Стерео-70», вызывали у зрителей только восторг, о неприятных ощущениях речи не было, потоки желающих в пересчёте на фильмокопию превосходили показатели нашумевшего фильма «Аватар». Почему же при просмотре современных фильмов в формате 3D, много жалоб на зрительный дискомфорт и даже головные боли?

Дело в том, что при появлении моды на 3D формат стереосъемкой стали заниматься не только специалисты по стереоскопии, но и люди, не имеющие глубоких знаний и опыта в этой области. Это привело к появлению в массовом количестве контента, сделанного неграмотно и с трудом воспринимаемого механизмами бинокулярного зрения человека.

Мы в НИКФИ не только создаем новые технологии, но и уделяем большое внимание их популяризации и правильному использованию.

НИКФИ, совместно с ВГИК, участвует в организации и проведении Международного 3D-стерео кинофестиваля.

При активном участии сотрудников лаборатории стереокинематографа снимаются анимационные фильмы и экспериментальные 3D ролики, которые можно показывать в кинотеатрах перед детскими фильмами.

Прорабатывается проект перевода с 70-мм кинонегатива в цифровой формат и последующего выпуска в прокат стереофильмов-сказок для детей и юношества, снятых по системе «Стерео-70» в 80-х годах и полюбившихся отечественным зрителям. Большинство лент, кстати, сняты на студии им. Горького.

Обсуждается возможность продолжить традиции сохранения произведений исполнительского искусства - драмы, балета, детского и кукольного театров, цирка и эстрады в формате 3D, максимально сохраняющем пространство мизансцены, звука, мельчайшие детали актёрской игры и авторского замысла.

О возможностях научных кадров НИКФИ говорит опыт создания под руководством профессора В.Г. Комара первой и единственной в мире системы голографического кинематографа. Учитывая мировую значимость и культурно-историческую ценность экспериментальной проекционной установки для демонстрации голографических фильмов, считаю необходимым обязательно восстановить её работоспособность и передать в Музей кино (Политехнический музей).

Таким образом мы бережно храним и приумножаем наследие великого прошлого!

Уверен, что масштабные творческие проекты по разработке оригинальных технологий, материалов, стандартов могут и должны реализовываться с опорой на собственные силы, собственный научный потенциал, собственные кадры.

29.05.2015

\"Яндекс.Метрика\"