80 лет НИКФИ

Историческая справка о деятельности ОАО «НИКФИ»

В декабре 2009 года ОАО  Научно-исследовательскому Ордена Трудового Красного Знамени кинофотоинституту  исполняется 80 лет.

История  НИКФИ начинается  с того момента, когда 17 декабря 1929 года СНК СССР принял постановление о создании института.
Основателями и первыми научными руководителями  НИКФИ были профессор,   член-корреспондент  АН СССР, Константин Владимирович Чибисов и профессор Евсей  Михайлович Голдовский. Они определили   основные задачи  и направления работы института – проведение теоретических и экспериментальных научных исследований с целью создания отечественной материально-технической базы производства, тиражирования и показа  кинофильмов. В течение многих лет научное руководство институтом осуществлял  профессор Виктор Григорьевич Комар. С 2005 года генеральным директором ОАО «НИКФИ» является ктн Александр Евгеньевич Тимофеев.
История института, объединившего научную и исследовательскую деятельность ученых и специалистов с творческой деятельностью создателей кинофильмов, тесно связана с историей развития отечественного кинематографа
При непосредственном участии НИКФИ уже в 1931 году был снят первый  советский звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь» (к/с «Мосфильм»), внесенный по решению ЮНЕСКО в десятку лучших фильмов всех времен и народов. Звук был записан по системе, разработанной сотрудником НИКФИ профессором П.Г. Тагером.
Еще в довоенные годы в НИКФИ проводились работы по созданию цветных кинопленок и в 1936 году при участии НИКФИ на киностудии «Мосфильм» был создан первый отечественный цветной фильм «Груня Корнакова»,  а затем и другие фильмы: «Теремок», «Первая охота» (1937 г «Ленфильм»); «Лиса и волк», «Завещание», сказка о рыбаке и рыбке» (1937 г «Мосфильм»)  За работы по созданию отечественных кинопленок сотрудникам НИКФИ были вручены Государственные премии.
В 30-е  годы начались разработки методов создания стереоскопического изображения: очковых - анаглифического (проф. Е.М.Голдовский,) и поляризационного (проф.Н.А. Валюс), а также безочкового - растрового (С. П. Иванов). В 1941 году был создан первый стереоскопический фильм «Концерт» и открыт первый стереоскопический кинотеатр «Москва» для безочкового показа стереофильмов.
В 1942 году после объединения с научно-исследовательским институтом киностроительства НИКФИ становится Всесоюзным научно-исследовательским кинофотоинститутом. 
В годы Великой Отечественной войны НИКФИ,  как и вся страна работал по заказам военного ведомства. 
В послевоенные годы  были разработаны  принципы создания цветных многослойных кинопленок, созданы комплекты цветных пленок для съемки и тиражирования, разработаны методы цветовых измерений, что позволило осуществить переход отечественной кинематографии от черно-белого к цветному кино. Руководили работами (дтн Бонгард С.А. и дтн Артюшин Л.Ф.) 
В 1946-1950 г.г. под руководством известного российского архитектора М.В. Посохина для института было спроектировано и построено на Ленинградском проспекте в районе метро «Аэропорт» новое здание, которое в настоящее время отнесено к памятникам истории и архитектуры. Возведение такого здания специально для НИКФИ с кинозалом, акустическими камерами, приспособленными для проведения широкомасштабных исследований помещениями - свидетельство огромного внимания, которое в то время уделялось отечественной кинотехнике.
В 1949 году в НИКФИ начались работы по широкому применению магнитной записи звука в фильмопроизводсте. В это же время проводились работы и по созданию аппаратуры звуковоспроизведения для киносети. За эти разработки сотрудникам  НИКФИ А.А. Хрущеву, И.М. Болотникову  и В.В. Фурдуеву была присуждена Сталинская премия.
В 1953 году начались работы по созданию систем широкоэкранного, широкоформатного, панорамного, кругорамного, вариоскопического и поликадрового кинематографа (под руководством проф. Е.М.Голдовского и проф. В.Г. Комара). В 1956 году по разработанной  в НИКФИ системе создан и показан в кинотеатре «Художественный» первый экспериментальный широкоформатный фильм «Илья Муромец». В 1957 году с участием НИКФИ был снят первый панорамный кинофильм «Широка страна моя» (киностудия ЦСДФ, реж. Роман Кармен)
В 1961 году продемонстрирован широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет».
В 1962 году вышел в свет первый широкоэкранный стереоскопический фильм  «Вечер в Москве»

В 1962 году специалисты НИКФИ ктн Б.Г.Белкин, ктн И.М.Болотников, дтн В.В. Фурдуев, ктн А.А.Хрущев были удостоены звания лауреатов Ленинской премии за разработку и внедрение в Кремлевском дворце съездов комплексной системы звукотехнического оборудования крупных залов многоцелевого назначения.
В 1966-1970 гг. совместно с киностудией «Мосфильм» под руководством А.Г. Болтянского разработана система «Стерео-70». По этому методу снимались полнометражные стереофильмы и открывались стереокинотеатры в различных городах СССР, Болгарии, Финляндии и др. Впоследствии  система «Стерео-70» была отмечена дипломом  «Оскар» Американской киноакадемии.
В 1970 - 1980 гг. специалисты НИКФИ под руководством проф. Л.Ф.Артюшина разработали и внедрили на кинокопировальных предприятиях автоматизированную  технологию массовой печати 35 и 70 мм  цветных фильмокопий, в том числе с переводом из формата в формат.
За заслуги в развитии кинотехники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1979 года НИКФИ награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В конце  80 начале 90–х годов сформированы новые направления кинотехники: голографический кинематограф, системы с цифровым преобразованием изображений, система стереофонической записи-воспроизведения звука кинофильмов «Суперфон». По системе «Супефон» созданы кинофильмы «Битва за Москву», «Прорыв», «Человек с бульвара капуцинов», «Город Зеро», «Там, где нас нет», «Стереотипы». Для демонстрации кинофильмов по системе «Суперфон» были переоборудованы десятки кинотеатров.
В 90-е годы институт включается в программу перевооружения кинотеатров современной аппаратурой, способной воспроизводить  стереофонический звук по системе «Долби». С этой целью подразделениями института под руководством ктн К.В.Неверовского, ктн В.А. Гинзбурга и А.В.Серегина проводились разработки новых комплексов звуковоспроизведения: громкоговорителей, усилителей, цифровых фильтров, автоматического регулятора уровня звука, пульта переводчика, двуканальных звукочитающих систем для кинопроектора и др.
На протяжении многих лет в НИКФИ проводились работы по совершенствованию осветительных систем для кино и видео съемок, а также осветительные системы для кинопроекторов  с принципиально новыми источниками света. (руководитель работ В.И.Гладышев).
Усилия института  в области  разработки современной аппаратуры,  проектирования, переоборудования кинотеатров, их сертификации существенно повысило качество кинопоказа и внесли свой вклад в возрождение отечественной киносети. В настоящее время техника и технология кинопоказа – это компьютерное проектирование залов, монтаж и настройка аппаратуры, сертификация киновидеозрелищных предприятий, создание тест-фильмов для контроля качества кинопоказа.
Важными направлениями деятельности НИКФИ в последние годы являются разработки современных методов архивирования, совершенствование систем перевода киноизображений и фонограмм на современные носители, работы по сохранности фильмовых материалов Руководитель работ ктн Н.С. Ковалевская.
В последние годы в институте много внимания уделяется  созданию объемных изображений. Для съемки кукольных мультфильмов в институте разработана оригинальная технология съемки цифровыми фотокамерами и совместно с киностудией «Таллинфильм» по этой технологии осуществлена съемка первого цифрового кукольного стереоскопического мультфильма «Чучело». Руководители работ С.Н.Рожков и А.С. Мелкумов. 
Научные заделы НИКФИ в области разработки методов и средств записи и показа трехмерных изображений нашли применение не только в кино, но и других отраслях: в авиации при создании авиационных тренажеров с объемным изображением, в медицине для лечения ряда глазных заболеваний  Руководители работ дтн Ю.Н.Овечкис и дтн В.А.Елхов.
В НИКФИ разработана и постоянно совершенствуется программа компьютерного моделирования акустики и электроакустики залов многоцелевого назначения, которая была использована при строительстве и реконструкции таких важных объектов, как Храм Христа Спасителя, Гостиный двор, зал Государственной Думы и Совета Федерации, в реконструкции Большого театра, Манежа и 14 корпуса Московского Кремля. Руководитель работ ктн Ю.А.Индлин.  
Являясь головной организацией в отрасли в области стандартизации  институт ведет секретариат ИСО ТК-15 «Кинематография». В последние годы НИКФИ не только проводил текущие работы в области отечественной и зарубежной стандартизации, но и образовал новые направления в данной области: создана испытательная лаборатория для проведения сертификации кинотехнологического оборудования Руководитель ктн Н.С. Ковалевская.
С 1929 года НИКФИ имеет фундаментальную научно-техническую библиотеку. Фонд библиотеки составляет 173 тысячи  единиц хранения.  В составе фонда библиотеки литература на русском и иностранном языках по кинотехнике, фототехнике, фотографической химии, фотографической оптике, киноискусству, имеются редкие издания по кинотехнике и фотографии до 1917 года, которые хранятся только в НТБ НИКФИ и представляют научную и музейную ценность. Очень большое количество книг и научных статей, находящихся в библиотеке,  написаны научными сотрудниками института. Труды многих авторов являются уникальными научными трудами  энциклопедического значения.
В НИКФИ на протяжении более 50 лет действует аспирантура и работал  диссертационный совет. Большинство ведущих сотрудников, работавших и работающих в институте, защитили свои диссертации в НИКФИ.    
Являясь членом многих международных организаций (ISO, IEC, SMPTE, BKSTS  и др.) НИКФИ активно участвует в международных конференциях и выставках, ведет секретариат Российской секции  SMPTE .
          
В настоящее время НИКФИ продолжает активную научно-прикладную деятельность в следующих направлениях:

  • Исследование, разработка и внедрение процессов производства, показа, долгосрочного хранения, перевода в цифровую форму кинофильмов.
  • Разработка съемочного, звукотехнического, светотехнического, сценического оборудования и тест-фильмов. 
  • Разработка методов и средств съемки и показа объемных изображений.
  • Проектирование и сдача «под ключ» кинозрелищных предприятий.
  • Проведение сертификации киновидеозрелищных предприятий и кинотехнологической аппаратуры, контроль качества.
  • Стандартизация, информационное обслуживание, международное сотрудничество.

\"Яндекс.Метрика\"