Фронту и стране НИКФИ

На переднем крае борьбы и труда во имя Победы были в годы войны работники кинематографической науки. Многое сделал коллектив НИКФИ. О некоторых работах того времени рассказывают Павел Васильевич Козлов, директор института с января 1942 г., профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, и Виктор Григорьевич Комар, в те годы старший научный сотрудник, ныне профессор доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Научно-исследовательский кино-фотоинститут (НИКФИ) был основан в 1929 г. В 1936 г. был организован Научно-исследовательский институт киностроительства (НИИКС), слившийся с НИКФИ в 1942 г.

Когда началась Великая Отечественная война, большая группа работников НИКФИ и НИИКСа ушла на фронт. Оставшиеся работали с удвоенной и утроенной нагрузкой.

На протяжении всей войны, с первых ее дней значительная часть работы НИКФИ была подчинена нуждам фронта. На базе ранее достигнутых результатов научно-технической деятельности разрабатывались новые изделия и материалы: передвижные кинопроекционные и мощные звуковые установки, станции звуковой разведки, новые устройства электропитания средств связи, селеновые выпрямители для зарядки аккумуляторов, аэрофотопленки для авиационной разведки, процессы их быстрой обработки и сушки, кинопленки, техника производства цветных кинофильмов.

Осенью и зимой 1941 г. Москва была прифронтовым городом. Сотрудники НИКФИ, работавшие в Москве, многие на казарменном положении, кроме напряженной производственной работы были и в противопожарных отрядах, сбрасывали с крыш домов зажигательные бомбы, тушили пожары, сооружали оборонительные укрепления на окраинах.

Когда линия фронта приблизилась к Москве, основная часть НИКФИ и НИИКСа в течение второй половины октября и первых дней ноября 1941 г. была эвакуирована в Самарканд Узбекской ССР. Эмульсионно-технологическая лаборатория была эвакуирована в Казань, где был организован Казанский филиал НИКФИ при кинопленочной фабрике № 8, начатой строительством в предвоенные годы. Специалисты лаборатории органического синтеза были эвакуированы в Свердловск. Небольшая часть лабораторий НИКФИ была оставлена в Москве, где был организован Московский филиал НИКФИ. После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой и Сталинградом в 1943 г. НИКФИ был вновь переведен в Москву из Самарканда и Казани.

Для успешной деятельности НИКФИ как в военные, так и последующие годы большое значение имели следующие основополагающие научно-исследовательские работы: исследования физических основ кинотехники (под руководством профессора Е. М. Голдовского), разработка теории фотографических процессов, природы фотографической чувствительности (под руководством члена-корреспондента АН СССР К. В. Чибисова), создание методов записи звука и принципов звукового кинематографа (под руководством профессора П. Г. Тагера), разработка теоретических основ цветной репродукции (под руководством профессора Н. Д. Нюберга), установление физико-химических принципов формирования эфироцеллюлозных пленок (под руководством профессора П. В. Козлова), исследование и разработка органических веществ для кинематографии (под руководством члена-корреспондента АН СССР И. И. Левкоева).

АВТОКИНОПЕРЕДВИЖКА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ АРМЕЙСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ. В течение Великой Отечественной войны для обслуживания подразделений Красной Армии применялись автокинопередвижки, разработанные под руководством сотрудников НИИКСа до войны; это был полный комплект аппаратуры для показа кинофильмов в полевых условиях. Наряду с кинопроектором и экраном комплект включал мощное звуковоспроизводящее устройство и агрегат электропитания, приводимый в действие от автомобильного двигателя. С помощью автокинопередвижек показывались советские кинофильмы и кинохроника в частях Красной Армии; они использовались и как мощные звуковещательные установки.

Техническое решение данного комплекта автокинопередвижки, разработанного под руководством А. А. Хрущева, было отмечено как изобретение.

КИНОПЕРЕДВИЖКИ ДЛЯ РАБОТЫ В АВТОНОМНОМ РЕЖИМЕ. После того, как под ударами Красной Армии началось отступление немецко-фашистских войск, выявилась необходимость показа кинофильмов в только что освобожденных населенных пунктах, еще лишенных электроэнергии. Для показа кинофильмов во временно лишенных электроэнергии районах в институте был разработан и начал изготовляться комплект кинопередвижки с ручным приводом. Было найдено приемлемое техническое решение — модернизация кинопередвижки К-25: установка менее мощной проекционной лампы 30 Вт (вместо 300 Вт), уменьшение мощности лампы чтения фонограммы до 3 Вт, установка электрогенератора, вращаемого от руки. Разработка кинопередвижки для районов, лишенных электроэнергии, была выполнена Е. М. Голдовским, Н. Д. Бернштейном, А. А. Лапаури. В 1943 г. в НИКФИ было изготовлено более 100 комплектов и направлено в Московскую и Калининскую области.

ВИБРОПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ АРМЕЙСКИХ СРЕДСТВ СВЯЗИ. По заданию Главного управления связи Красной Армии для электропитания армейских средств связи (главным образом для передвижных портативных радиостанций) были разработаны новые вибропреобразователи, с помощью которых низкое напряжение аккумуляторов повышалось до значительной величины, необходимой для работы радиостанций. Новые устройства применялись в частях Красной Армии взамен остродефицитных, имевших малый срок службы и менее надежных высоковольтных сухих батарей. Разработка вибропреобразователей выполнялась с участием работников НИКФИ. Вибропреобразователи были освоены в серийном производстве на двух заводах и поставлялись для нужд фронта.

В разработке и освоении вибропреобразователей ведущее участие принимали А. Ф. Векленко, А. А Хрущев, И. Н. Алышев, П. А. Гущин.

КОМБИНИРОВАННЫЙ ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ АРМЕЙСКИХ СРЕДСТВ РАДИОСВЯЗИ.

Для автономного электропитания портативных радиостанций, предназначенных для работы во фронтовых условиях переднего края, по заданию Главного управления связи Красной Армии НИКФИ выполнил разработку комбинированного источника электропитания армейских средств радиосвязи.

Разработанное устройство типа КИП было основано на применении аккумуляторов и вибропреобразователей, с помощью которых получалось достаточно высокое напряжение, необходимое для работы радиостанции. Для подзарядки аккумуляторов и в случае выхода их из строя использовались селеновые выпрямители и генераторы переменного тока с постоянными магнитами, имеющие ручной привод.


Селеновая зарядная станция 0,6 ВЗС




Селеновое выпрямительное устройство с ламповой стабили­зацией напряжения ВСЛ-1 для электропитания телеграфной связи воинских частей в полевых условиях

Разработанное НИКФИ комбинированное устройство автономного электропитания средств радиосвязи КИП было принято на вооружение. В его разработке участвовали: А. А. Хрущев, А. Ф. Векленко, Л. И. Сажин, И. Н. Осколков, Ф. Ф. Соколов, П. А. Гущин, И. Н. Алышев, Б. Д. Коровкин.

СЕЛЕНОВЫЕ ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ АППАРАТУРЫ СВЯЗИ. После эвакуации института в Самарканд в очень короткие сроки там был организован опытный цех по изготовлению селеновых выпрямителей. Этот цех явился как экспериментальной базой по совершенствованию технологии изготовления селеновых выпрямительных элементов, так и производственным участком, на котором изготовлялись селеновые выпрямители для нужд фронта.

По решению Государственного Комитета Обороны НИКФИ разработал селеновую зарядную станцию типа 0,6 ВЗС, предназначенную для заряда аккумуляторных батарей узлов связи на полевых аэродромах. В течение 1942—1943 гг. институт поставил на фронт десятки таких станций. Эти устройства обладали хорошими эксплуатационными характеристиками благодаря использованию в них наряду с селеновыми выпрямителями и магнитных усилителей, теория которых была разработана В. Г. Комаром в предвоенные годы.

По заданию Главного управления связи Красной Армии НИКФИ были разработаны и освоены производством несколько типов селеновых выпрямительных устройств для электропитания узлов связи различного назначения для телеграфной, телефонной и радиосвязи. В течение 1942—1943 гг. для фронта было изготовлено много селеновых выпрямительных устройств.

Данные работы выполнялись под руководством В. Г. Комара. Основными ее исполнителями были Л. И. Сажин, И. Н. Осколков, Ф. Ф. Соколов, Н. А. Пенин, В. А. Блаженков, Т. А. Фонфик, В. А. Ильин, А. П. Холодная. В этих работах активно участвовал полковник Главного управления связи Красной Армии И. К. Калинин.

СЕЛЕНОВОЕ ВЫПРЯМИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА ТАН­КОВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ. Перед началом Великой Отечественной войны в 1939—1940 гг. в НИИКСе разрабатывались выпрямительные устройства, предназначенные для электропитания источников света кинопроекционных аппаратов. Было установлено, что наиболее эффективные результаты могут быть достигнуты на основе использования нового типа селеновых выпрямителей, технология изготовления которых была только начата разработкой в институте.

Вибропреобразователь для электропитания армейских средств связи

Устройство для изготовления магнитной ленты для записи звука

В исключительно короткие сроки была разработана, изготовлена в НИИКСе мощная селеновая зарядная станция типа СЗС. Эта станция была принята Главным бронетанковым управлением Красной Армии и использовалась для обслуживания танковых частей.

Данная разработка была выполнена под руководством В. Г. Комара, в ней участвовали: Л. И. Сажин, И. Н. Осколков, Н. А. Пенин, В. А. Блаженков, Ф. Ф. Соколов, Т.А. Фонфик, В.А. Ильин.

АППАРАТУРА ЗВУКОВОЙ РАЗВЕДКИ. По заданию Главного артиллерийского управления Красной Армии специалисты НИКФИ приняли участие в работах по коренному усовершенствованию аппаратуры звуковой разведки и созданию модернизированной станции звуковой разведки, предназначавшейся для обнаружения самолетов и широкоствольных минометов. Для станции были усовершенствованы микрофоны и впервые разработаны усилители сверхнизких звуковых частот. Это позволяло методом звуковой разведки обнаруживать самолеты и определять направление их движения на более значительных расстояниях, чем прежде, и более точно определять местонахождение широкоствольных минометов, которые обладали особенно мощным излучением в инфразвуковой области.

Указанные работы выполнялись в НИИКСе при ведущем участии А. А. Хрущева, А. Ф. Векленко, И. Н Алышева, П. А. Гущина.

МАГНИТНЫЕ ЛЕНТЫ ДЛЯ ЗАПИСИ ЗВУКА. В первые месяцы войны в лаборатории технологии пленки НИКФИ, руководимой Е. К. Подгородецким, началась разработка метода получения магнитной пленки для записи звука. В короткие сроки был разработан метод получения магнитного порошка, способ и оборудование для нанесения его на полимерную пленку. С 1942 по 1945 г. магнитная лента поставлялась для комплектации магнитофонов, выпускавшихся оборонной промышленностью.

В этих работах активно участвовали сотрудники НИКФИ О. Я. Липовецкая, Т.И. Долгова, Н. И. Ерохина, Ф.С. Шерман.

АЭРОФОТОПЛЕНКИ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ РАЗВЕДКИ.

С самого начала деятельности НИКФИ перед институтом была поставлена задача создать отечественную панхроматическую кинопленку, необходимую для воздушной фотосъемки при выполнении различного рода топографических работ. Разработанная под руководством Н. В. Макарова первая панхроматическая пленка совместно со специалистами Шосткинской пленочной фабрики № 6 под руководством А. О. Кондахчана была внедрена в производство на этой фабрике. За создание отечественных фотокиноматериалов И. И. Левкоев и Н. В. Макаров в 1939 г. были награждены орденом «Знак Почета».

До начала Великой Отечественной войны разработанные НИКФИ кинопленки изготовлялись на кинопленочных фабриках в Шостке и Переславле-Залесском. Но вскоре после начала войны работа на этих фабриках стала невозможной. Немецко-фашистские войска захватили Шостку и приблизились к Переславль-Залесскому, что заставило оборудование демонтировать. Страна нуждалась в пленках для аэрофоторазведки. В сложившемся положении было принято решение организовать производство аэрофотопленок в Казани на строившейся там кинопленочной фабрике на базе проведенных разработок панхроматической пленки. Сотрудниками НИКФИ совместно с работниками фабрики была сооружена учебно-экспериментальная станция, оборудованная четырьмя 50-литровыми эмульсионными аппаратами и поливной машиной. На этой установке аэрофотопленки для фронта изготовлялись круглосуточно.

Наряду с обеспечением указанного производства НИКФИ разрабатывались и более совершенные типы аэрофотопленок. Начатая еще в 1941 г. в Москве под руководством Н. В. Макарова разработка аэрофотопленки для дневной съемки «Панхром тип 6М» была завершена досрочно, в первой половине 1942 г. Затем была создана аэрофотопленка «Панхром тип 5М» для ночной съемки.

В разработке указанных аэрофотопленок и их внедрении в производство участвовали сотрудники НИКФИ Н. М. Парфенова, З. М Соколова, А. А. Побединская, А. П. Карпова, Н. И. Клюенкова, которые в первые месяцы освоения производства пленок работали на фабрике в каждой смене.

Для улучшения фотографических свойств как аэрофотопленок, так и фотокинопленок другого назначения большое значение имели работы института в области органического синтеза. В 1944 г. И. И. Левкоев, С. В. Натансон, Н. Н. Свешников разработали новый сенсибилизатор, позволивший получать аэрофотопленку со значительно лучшими фотографическими свойствами. Их работа была отмечена Государственной премией. Значительный вклад в спектральную сенсибилизацию аэрофотопленок внес А. Ф. Вомпе. В 1941г. он синтезировал весьма интенсивный изопанхроматический сенсибилизатор, нашедший широкое практическое применение.

Существенный вклад в создание аэрофотопленок для военной разведки был внесен сотрудником НИКФИ Т. А. Стратоновой, которая сотрудничала с НИИ ВВС, где во время войны плодотворно работал К. В. Чибисов.

СКОРОСТНАЯ ОБРАБОТКА И СУШКА АЭРОФОТОПЛЕНКИ.

В НИКФИ под руководством Я. П. Цукермана по заданию НИИ ВВС в годы войны проводилась разработка процессов скоростной обработки и сушки аэрофотопленки. Результаты этих работ использовались для получения в кратчайшие сроки данных авиаразведки ВВС Красной Армии.

Работы в этой области и в целом по дешифрованию аэрофотоснимков в научном отношении возглавлялись К. В. Чибисовым.

ПРОИЗВОДСТВО БОЕПРИПАСОВ ДЛЯ ФРОНТА. По постановлению Государственного Комитета Обороны с первых дней войны все небольшие мастерские в Москве были мобилизованы на производство боеприпасов для фронта. Мастерским НИКФИ было поручено изготовление комплекта деталей для минных взрывателей, которые передавались заводам для последующей сборки. Как рабочие, так и конструкторы, входившие в состав группы контроля и наладки комплектов, находились на казарменном положении. Работа в течение суток велась непрерывно. Мастерские НИКФИ изготовляли до 250 комплектов в сутки при плане 100 комплектов. Руководил этими работами Н. Д. Бернштейн, в работе участвовал К. С. Спасский и Б. Д. Коровкин.

С ноября 1942 г. в НИКФИ было начато производство порохового узла для мин. Деталь штамповалась из нитроцеллюлозной пленки, изготовляемой на кинопленочной фабрике в Переславле-Залесском. В течение 1941—1943 гг. большое количество таких деталей для мин было изготовлено.

ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОГО МАТЕРИАЛА ПААМ ДЛЯ ПОНТОННЫХ ПЕРЕПРАВ. В 1944 г. на киностудии «Мосфильм» под руководством сотрудника НИКФИ А. Н. Качеровича было организовано производство легкого материала ПААМ, который, упакованный в блоки по 0,5 м3, использовался в военных частях для понтонных переправ.

НЕГАТИВНАЯ ЧЕРНО-БЕЛАЯ КИНОПЛЕНКА. Сотрудники Казанского филиала НИКФИ обеспечили на Казанской кинопленочной фабрике освоение производства негативной кинопленки, которая начала выпускаться с 1943 г. На эту пленку снимали военную хронику на всех фронтах Великой Отечественной войны, а также и в тылу. Эта кинопленка в годы войны применялась и для съемки художественны» фильмов.

ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФ.

Еще до начала Великой Отечественной войны НИКФИ совместно с киностудией «Мосфильм» проводил успешные работы по созданию цветного кинематографа. По двухцветному виражному способу были сняты полнометражные цветные кинофильмы «Карнавал цветов», «Груня Корнакова» (Н. Н. Агокас, А. Н. Иорданский, Ф. Ф. Проворов). Была разработана технология и аппаратура гидротипного процесса изготовления цветных кинофильмов (П. М. Мершин, А. Н. Иорданский, Н. С. Овечкис, Ф. Ф. Проворов, В. М. Фридман). По этому способу были сняты несколько цветных кинофильмов, в том числе в 1944 г. «Иван Никулин — русский матрос» («Мосфильм»).

В течение 1943—1945 гг. в НИКФИ были проведены исследования и разработан субтрактивный процесс получения цветных изображений на многослойных пленках (Г. И. Арбузов, А. Н. Иорданский, К. Л. Мерц, Н. С. Овечкис, В. С. Чельцов). Выполненная работа заложила основы современного цветного кинематографического процесса и в послевоенные годы обеспечила возможность быстро и успешно освоить в широком промышленном масштабе производство цветных многослойных кинопленок и их химико-фотографическую обработку.

За успешную работу НИКФИ в годы Великой Отечественной войны П. В. Козлов и Б. Д. Коровкин были награждены орденом Трудового Красного Знамени. Орденом Красной Звезды были награждены В. А. Бекунов, В. Г. Комар, Л. И. Сажин, А. А. Хрущев, Я. П. Цукерман, а также К. В. Чибисов. Большая группа работников НИКФИ была награждена медалями.

Навечно в памяти коллектива остались имена тех, кто не вернулся с полей сражений. Это Т. М. Мершин, Е. И. Андросенко, А. Г. Дудинский, Е. Я. Баржанский, И. В. Башилкин, П. Н. Беликов, А. И. Герт, С. Н. Дьячков, М. Б. Ерихимсон, Н. А. Ерохин, Н. М. Жарких, В. П. Кудисов, Г. И. Пермяков, С. В. Песков, Н. В. Фольц, В. К. Харизоменов, Н.П. Цветков, М. В. Налбандян.

В НИКФИ вернулись с войны и успешно работали И. М. Болотников, А. Г., Болтянский, Ш. И. Герценштейн, Ю. А. Калистратов, А. Я. Кантор, С. Д. Карипиди, И. А. Сурвилло и др.

В послевоенные годы активно работали в НИКФИ: Л. Ф. Артюшин, который командовал в боях артиллерийской батареей, а в НИКФИ – доктор технических наук, профессор выполнил много важных научно-исследовательских и технологических работ в области цветной киносъемки и печати кинофильмов, С. А. Бонгард, который был в частях противо-химической защиты, а в НИКФИ, как заместитель директора Института по науке, руководил научно-исследовательскими работами в химико-фотографической области; Л. А. Горлова – доброволец на фронте работала медсестрой, а в НИКФИ заведовала отделом кадров. В НИКФИ работали фронтовые кинооператоры: А. Левитан и Б. Макасеев. Снятые под Москвой кадры были включены в кинофильм “Разгром немцев под Москвой”, который посмотрели миллионы зрителей в нашей стране, США и других странах. Кинофильм был удостоен Государственной премии СССР, а также высшей наградой американской Академией искусств – премией: “Оскар”. В 1943 г. Б. Макасеев вместе с группой кинооператоров был заброшен в тыл врага, где снимал боевые действия партизан. Снятые кадры были включены в кинофильм “Народные мстители”, который был удостоен Государственной премией СССР.

По окончании Великой Отечественной войны, начиная с 1945 г., НИКФИ вновь возвратился к своей основной тематике — разработке технических средств кинематографии. В этих работах были использованы достижения военных лет.

Авторы: П. В. Козлов, В. Г. Комар

"Техника кино и телевидения", 1985, №5, с. 3–12.

\"Яндекс.Метрика\"