15-18 января 2019 года в Аудиовизуальном Институте Нидерландов (Netherlands Institute for Sound and Vision) состоялась четвертая зимняя школа аудиовизуального архивирования. Предлагаем выдержки из выступлений представителей европейских аудиовизуальных архивов, включающие ценные практические советы и опыт организации архивного хранения цифровых мультимедийных материалов.
Kevin Lutz, разработчик цифровой стратегии Австрийского музея кино (Austrian Film Museum).
В своем выступлении Кевин поделился принятой на сегодняшний день стратегией цифрового хранения Австрийского фонда кинодокументов, к которой пришли методом проб и ошибок. В настоящее время Музей осуществляет физическое хранение обширной коллекции на носителях LTO.
Кевин дает практические рекомендации по приемке цифровых материалов:
- Принимать ли закодированные (зашифрованные) материалы?
НЕТ. Просто не принимать зашифрованные материалы. - Принимать ли материалы в сжатом формате?
Потребовать наилучший вариант. Если возможно — uncompressed master. При отсутствии или нежелании правообладателя предоставить несжатый мастер, потребовать цифровой фильм в кодировке Prores 4:4:4. - Принимать ли материалы в проприетарном формате?
По возможности требовать Open Source — формат. Рекомендуется FFV1. Допустимы форматы, доступные в ffmpeg.
Никогда не принимать на хранение:
- Необработанные исходные материалы с камеры
- Промежуточные редакторские версии
- Файлы проектов (например Final Cut)
- Закодированные DCP
- DVD, Blue-rays
- Просмотровые копии в низком разрешении.
Merle Friedric, Национальная научно-техническая библиотека Германии (German National Library of Science and Technology (TIB)
В своем выступлении Мерли рассказала о внедрении программного продукта Rosetta. Использование готового продукта позволило не только сократить время и стоимость реализации проекта внедрения цифрового архива, но и получить престижные сертификаты Data Seal of Approval (DSA) и Nestor.
Мерли подробно описала технологический процесс приемки и хранения медиа-материалов в цифровой форме в Национальной научно-технической библиотеке Германии.
Форматы документов
Оцифровка 16мм пленок:
- Разрешение 2 К
- Дискретизация 10 бит 4:4:4
- Цветовое пространство RGB
- Частота кадров — как в оригинале (16/18/24)
- Overscan.
Оцифровка Digital Betacam:
- Разрешение 720х576
- Дискретизация 10 бит 4:2:2
- Цветовое пространство Y’CbCr
- Частота кадров — как в оригинале
- Мастер: чересстрочная развертка
- Просмотровая копия: прогрессивная развертка.
Архивный формат:
- Контейнер Matroska (.mkv)
- Видеокодек FFV1, Version 3 (GOP of 1, 16 Slices, CRC-Checksumps per slice)
- Аудиокодек linear PCM, 24 bit, 96 кГц (магнитная лента) или 48 кГц (оптическая дорожка).
Просмотровый формат:
- Контейнер MPEG-4 (.mp4)
- Видеокодек h264 и h265
- Аудиокодек AAC.
Контроль качества
- Корректное имя файла
- Полнота контента: наименование фильма, продолжительность показа
- Качество изображения: артефакты и т.п.
- Воспроизводимость мастера
- Валидация мета-данных мастера с помощью MediaConch
- Коррекция политик хранения мастера с помощью MediaConch
- Проверки контрольных сумм (файла, кадров, полей).
<продолжение следует…>