Европейский опыт организации цифрового хранения архивных кинофотодокументов

15-18 января 2019 года в Аудиовизуальном Институте Нидерландов (Netherlands Institute for Sound and Vision) состоялась четвертая зимняя школа аудиовизуального архивирования. Предлагаем выдержки из выступлений представителей европейских аудиовизуальных архивов, включающие ценные практические советы и опыт организации архивного хранения цифровых мультимедийных материалов.

Kevin Lutz, разработчик цифровой стратегии Австрийского музея кино (Austrian Film Museum).

В своем выступлении Кевин поделился принятой на сегодняшний день стратегией цифрового хранения Австрийского фонда кинодокументов, к которой пришли методом проб и ошибок.  В настоящее время Музей осуществляет физическое хранение обширной коллекции на носителях LTO.

Кевин дает практические рекомендации по приемке цифровых материалов:

  • Принимать ли закодированные (зашифрованные) материалы?
    НЕТ. Просто не принимать зашифрованные материалы.
  • Принимать ли материалы в сжатом формате?
    Потребовать наилучший вариант. Если возможно — uncompressed master. При отсутствии или нежелании правообладателя предоставить несжатый мастер, потребовать цифровой фильм в кодировке Prores 4:4:4.
  • Принимать ли материалы в проприетарном формате?
    По возможности требовать Open Source — формат. Рекомендуется FFV1. Допустимы форматы, доступные в ffmpeg.

Никогда не принимать на хранение:

  • Необработанные исходные материалы с камеры
  • Промежуточные редакторские версии
  • Файлы проектов (например Final Cut)
  • Закодированные DCP
  • DVD, Blue-rays
  • Просмотровые копии в низком разрешении.

Merle Friedric,  Национальная научно-техническая библиотека Германии (German National Library of Science and Technology (TIB)

В своем выступлении Мерли рассказала о внедрении программного продукта Rosetta. Использование готового продукта позволило не только сократить время и стоимость реализации проекта внедрения цифрового архива, но и получить престижные сертификаты Data Seal of Approval (DSA) и Nestor.

Мерли подробно описала технологический процесс приемки и хранения медиа-материалов в цифровой форме в Национальной научно-технической библиотеке Германии.

Форматы документов

Оцифровка 16мм пленок:

  • Разрешение 2 К
  • Дискретизация 10 бит 4:4:4
  • Цветовое пространство RGB
  • Частота кадров — как в оригинале (16/18/24)
  • Overscan.

Оцифровка Digital Betacam:

  • Разрешение 720х576
  • Дискретизация 10 бит 4:2:2
  • Цветовое пространство Y’CbCr
  • Частота кадров — как в оригинале
  • Мастер: чересстрочная развертка
  • Просмотровая копия: прогрессивная развертка.

Архивный формат:

  • Контейнер Matroska (.mkv)
  • Видеокодек FFV1, Version 3 (GOP of 1, 16 Slices, CRC-Checksumps per slice)
  • Аудиокодек linear PCM, 24 bit, 96 кГц (магнитная лента) или 48 кГц (оптическая дорожка).

Просмотровый формат:

  • Контейнер MPEG-4 (.mp4)
  • Видеокодек h264 и h265
  • Аудиокодек AAC.

Контроль качества

  • Корректное имя файла
  • Полнота контента: наименование фильма, продолжительность показа
  • Качество изображения: артефакты и т.п.
  • Воспроизводимость мастера
  • Валидация мета-данных мастера с помощью MediaConch
  • Коррекция политик хранения мастера с помощью MediaConch
  • Проверки контрольных сумм (файла, кадров, полей).

<продолжение следует…>